ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990
единоисистематизированными, этивысказывания, нанаввзгляд, нетолькопредставляютинтересдляисследователя, ноиимеют самостоятельнуюнаучнуюценностькаксвс.^рч^чле лингвистичес коеучениехудожника, Филосойа, педагога. Онипозволяютпонять творчески# методгениальногописателя, дополняютнашизнанияо своеобразиикаждойновойступенивразвитииегостиля. Однаивважнейшихпроблейтолстовскойлингвистическойкон цепции- взаимоотношенияязыкаинравственногосознания. Обост ренныйинтересквопросахморали, совести, размышленияодобре жзлесвойственнынатуреЛ.НЛ’олстогоужесотроческихлет. В тойилииноймеревразныхаспектахоиипронизываюткакхудо жественныепроизведенияиисателя, такиегопублицистические статьи, дневниковыезаписи, письма. йцеразрабатываяпрограммужизниидеятельностинапредсто- ядиегодывюности, Л.НЛ'олстойточноФормулируетсвоекредо: Полькокажется, чточеловечествозанятоторговлей, договорами, войнами, науками, искусствами; одноделотолькодлянеговажно йоднотолькоделооноделает- оноуясняетсебетенравствен ныезаконы, которымионоживет... Воэтоуяснениенравственно гозакона, естьнетолькоглавное, ноединственноеделовсего человечества..”*, В60-70 гг. всепроблемы, связанныесбытиемдобродетели, споискам смыслажизнивсовременнойемудействительности, становятсясамостоятельным"объектом" анализавхудожественных произведениях» особеннодраматургии, впублицистикепозднего Ходстого, посколькуморальныеисканияписателяприобретают "автономность”существования, НомнениюЯ.йДсдстого, ’нравственныйзакон" определяет всепроявлений-. 2 йм 8 йиЧеловеческой9 поэтомуегокатегориипри менимыявотношенииязыка. ОтсЛдаубеждение, что"в числепо ступков, совершаемыхчеловеком, естьодинродпоступков, тре бующихяаименыиеготелесногоусилия, навыделяющихсяизвсех остальныхпосвоемунравственномузначениюиимеющихпоэтому наибольшеевлияниенажизньлюдей, Цоступокэтот*- слово" /43, 101/. Отчегожеслову,.языкупридаетсятакоеособенноенравст венноезначение? Вовсехпроизведенияхписателя, публициста, мыслителя, 163 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=