ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990
отождествленсголосомавтораисчитатьсястопроцентнымвырази телемавторского"я". Отсюдавозникаетпотребностьвлингвости листической "экспертизе" авторскихмест е речиперсонажа. Вмес теСавторскойпозициейвсфереречиперсонажавозникаетстили стикаавторскогорассуждения: навязчивоеакцентированиеведущей мысли, затрудненныйразворотмысли, рождающейсявпротиворечи ях,-повышенныйуровеньабстрактности. Этихарактерныечерты авторскогосинтаксисапроступают,-например, вразмышленияхкня зяАндреяБолконскогооневозможностивоеннойнаукиивоенного Гения, обусловияхпобедывсраженииидр., несмотряна’ожив ление"синтаксисаэмоционально-диалогическимиформами/акценти рующимиириторическимивопросами, введениемпрямойречи, фор мамиобращенияидр./. Междуречьюавтораиречьюперсонажасуществуетзонаречи синтаксическинейтрализованной: ееформальноможносчитатькак принадлежащейперсонажу, такиавтору. То, чтодокладыадъю тантовиординарцевмаршаловНаполеонабылиложны, можнопо нятьикакмнениеавтора, икакмнениеНаполеона. Ср.: "С поля сражениябеспрестанноприскакиваликНаполеонуегопосланные адщотантыиординарцыегомаршаловсдокладамиоходедела; новсеэтидокладыбылиЛожны. С р . еще: "Боссепоклонился .сблагодарностьюзаэтувнимательностькего/неизвестнойе'цу досейпоры/ склонностипутешествовать". Зонанейтрализации какбыоблегчаетавторупереходв-зонучужойречи. Длявнедренияавторскогосознаниявсознаниеперсонажа особенноподходящимбываетмомент, когдаперсонажпогружается всамоанализисамооценку/например, размышленияНиколаяРос товаоперспективахегоотношенийсСоней/. Противоречияв поведенийперсонажаможетзамечатьнетолькоавтор, ноисам персонаж: создаетсясвоегородасовместныйкомментарийкпо ступкуперсонажа: " - A d it u ! - ион, самнезная, каквыр валасьунего этабесцельнаяложь, решительным, торжественным шагомпошелмеждуфранцузами". Вхудожественномповествовании"Войныимира" ощущается постоянноеприсутствиеавторскогосознания. НаучитьсяслышатьГолОсавтора, улавливатьхарактерего интонациииструктурный, "почерк" мыслиавторавтолпеголосок 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=