ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

отождествленсголосомавтораисчитатьсястопроцентнымвырази­ телемавторского"я". Отсюдавозникаетпотребностьвлингвости­ листической "экспертизе" авторскихмест е речиперсонажа. Вмес­ теСавторскойпозициейвсфереречиперсонажавозникаетстили­ стикаавторскогорассуждения: навязчивоеакцентированиеведущей мысли, затрудненныйразворотмысли, рождающейсявпротиворечи­ ях,-повышенныйуровеньабстрактности. Этихарактерныечерты авторскогосинтаксисапроступают,-например, вразмышленияхкня­ зяАндреяБолконскогооневозможностивоеннойнаукиивоенного Гения, обусловияхпобедывсраженииидр., несмотряна’ожив­ ление"синтаксисаэмоционально-диалогическимиформами/акценти­ рующимиириторическимивопросами, введениемпрямойречи, фор­ мамиобращенияидр./. Междуречьюавтораиречьюперсонажасуществуетзонаречи синтаксическинейтрализованной: ееформальноможносчитатькак принадлежащейперсонажу, такиавтору. То, чтодокладыадъю­ тантовиординарцевмаршаловНаполеонабылиложны, можнопо­ нятьикакмнениеавтора, икакмнениеНаполеона. Ср.: "С поля сражениябеспрестанноприскакиваликНаполеонуегопосланные адщотантыиординарцыегомаршаловсдокладамиоходедела; новсеэтидокладыбылиЛожны. С р . еще: "Боссепоклонился .сблагодарностьюзаэтувнимательностькего/неизвестнойе'цу досейпоры/ склонностипутешествовать". Зонанейтрализации какбыоблегчаетавторупереходв-зонучужойречи. Длявнедренияавторскогосознаниявсознаниеперсонажа особенноподходящимбываетмомент, когдаперсонажпогружается всамоанализисамооценку/например, размышленияНиколаяРос­ товаоперспективахегоотношенийсСоней/. Противоречияв поведенийперсонажаможетзамечатьнетолькоавтор, ноисам персонаж: создаетсясвоегородасовместныйкомментарийкпо­ ступкуперсонажа: " - A d it u ! - ион, самнезная, каквыр­ валасьунего этабесцельнаяложь, решительным, торжественным шагомпошелмеждуфранцузами". Вхудожественномповествовании"Войныимира" ощущается постоянноеприсутствиеавторскогосознания. НаучитьсяслышатьГолОсавтора, улавливатьхарактерего интонациииструктурный, "почерк" мыслиавторавтолпеголосок 161

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=