ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

Когда,после сдачиМосквыфранцузам, светскоемнениеобратилось противКутузова, князьВасилий’говорилопреждевосхваляемом т Кутузове/емупростительнобыловпечализабытьто, чтоон говорилпрежде/, онговорил, чтонельзябылоожидатьничего другогоотслепогоиразвратногостарика". Авторскийнамекпредполагаетналичиевтекстекакого-то семантического ключа длярасшифровкиавтор­ скойпозиции. Такимключомможносчитатьмодально-ьводные эле­ менты, содержащиеуказаниенанепринадлежностьналагаемоймысли автору: "В звукахголоса, ввыражениилица, вжестахэтогоофи­ церабылостолькодобродушияиблагородства/воФранцузском смысле/...", с другойстороны, приВведенииотклоняемогоут­ вержденияавториспользуетсвязкинереальноймодальности/как какбы/. Ср.: "Повторивэтислова, капитанпротерглаза ивстряхнулся, какбыотгоняяохватившуюегослабостьвриэтом трогательномвоспоминании". Приемомвыраженияотрицательнойпозицииавторакописывае­ момуявляетсяакцентированиесоответствующихмоментовописания. Так, авторможеттриждыповторитьутверждениеобЭгоцентризме Наполеона, формальноневысказываяназтотсчетотрицательной оценки: "Очевиднобыло» чтоего,неинтересоваланискольколич­ ностьБалашева. Видно: было, чтотолькото, чтопроисходилов огодуше., имелоинтересдлянего. Все, чтобыловнеего.неиме­ лодлянегозначения, потомучтовсевмире, какемуказалось, зависелотолькоотеговоли". Акцентирование /коммуникативноевыделениеинформациипо. е важности/ происходитиво вставной позиции: встав­ каобращаетнасебявниманиевсилусинтаксическогоиинтона­ ционногоперебива/имеющего, кстати, что-тообщее,с семанти­ ческимотношениемотрицания/. Ср.: "В оркестрезаигралигром­ чевцимбалыитрубы, иодинэтотмужчинасголыминогами сталпрыгатьоченьвысокоисеменитьногами. /Мужчинаэтотбыл fyurjicr-t , получавшийшестьдесяттысячрублейсеребромзаэто искусство/"; "Когдавторойакткончился, графиняБезухова встала, повернуласькложеРостовых/грудь.ее совершеннобыла обнажена/, пальчикомвперчаткепоманилаксебестарогогра­ фа". Втожевремяниодинперсонажнеможетбытьполностью 160

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=