ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

Играавторав"неуверенность" относительноимсамимсоз­ данныхперсонажейнеможетнобытьслегкаискусственнойвгла­ захчитателя: предположенияавтораможнопоникатькаквесьма прозрачныйнамекнареальность, всезнающийавториронизирует: "Виднобыйо, чтополковойкомандирлюбуетсясвоимполком, сча­ стливим.ичтовсеегосилыдушевныезанятытолькополком; но, несмотрянато, егоподрагивающаяпоходкакакбудтоговорила, что, кромевоенныхинтересов, вдушеегонемалоеместозанима­ ютиинтересыобщественногобитаиженскийпол". Ср. невинное предположениеавтораотом, чтолицоТиыохинакрасное,"очевид­ но, отневоздержания". СемантическипрямоеСНотАвтора, крометематическиогово­ ренныхвышеслучаев, обычнополучаетсинтаксическоеоформление, вкоторомзатушеванаегодиалогическаяприродаилижеимеет местокоммуникативно-синтаксическийсдвиг, АйнаМихайловнаДрубецкаясплетничаетобуйствемолодых людей,вПетербургеиовысылкеПьераБезуховавМосквувУП главе/I .том, I часть/, аавторсвоюверифицирующую.репликупо­ даетлишьвначалеглавылЬ/"Пьер такинеуспелвыбратьсебе карьерывПетербургеидействительнобылвысланвМосквуза буйство"/. Коммуникативно-синтаксическийсдвигосуществляетсяпоме­ щениемавторскойкоммуникативно-модальнойоценкив зави­ симую синтаксическуюпозициюикрометогоинтонационным оформлениемавторскогоСНкак вставной части. Ср.: "/Наполеон/... нежнообнявимператрицуМарию-Луизу, какгово­ ритегоисторик, оставиле огорченноюразлукой, которуюона- этаМария-Луиза, считавшаясяегосупругой, несмотрянато.что вПарижеостаьрласьдругаясупруга.-’казалось, невсилахбы­ лаперенести". Авторскаяоценкаможетуходитьв-непредикативнуюпозицию, сохраняя, однако, своюфункциюлексическоговыраженияН. Ср.: мытолькоговорилиовас, - ссвойственнойсветскимженщи­ намсвободойлжисказалаКюли"; "но тотчасжеженское£.а.мо- обольцениопредставлялоейутешение..."; "в этомзаблуждении поддерживалое то, что..."; "Киимыераспоряжениявовремя Сражениябылитоженехужепрежних..." 157

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=