ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990
Играавторав"неуверенность" относительноимсамимсоз данныхперсонажейнеможетнобытьслегкаискусственнойвгла захчитателя: предположенияавтораможнопоникатькаквесьма прозрачныйнамекнареальность, всезнающийавториронизирует: "Виднобыйо, чтополковойкомандирлюбуетсясвоимполком, сча стливим.ичтовсеегосилыдушевныезанятытолькополком; но, несмотрянато, егоподрагивающаяпоходкакакбудтоговорила, что, кромевоенныхинтересов, вдушеегонемалоеместозанима ютиинтересыобщественногобитаиженскийпол". Ср. невинное предположениеавтораотом, чтолицоТиыохинакрасное,"очевид но, отневоздержания". СемантическипрямоеСНотАвтора, крометематическиогово ренныхвышеслучаев, обычнополучаетсинтаксическоеоформление, вкоторомзатушеванаегодиалогическаяприродаилижеимеет местокоммуникативно-синтаксическийсдвиг, АйнаМихайловнаДрубецкаясплетничаетобуйствемолодых людей,вПетербургеиовысылкеПьераБезуховавМосквувУП главе/I .том, I часть/, аавторсвоюверифицирующую.репликупо даетлишьвначалеглавылЬ/"Пьер такинеуспелвыбратьсебе карьерывПетербургеидействительнобылвысланвМосквуза буйство"/. Коммуникативно-синтаксическийсдвигосуществляетсяпоме щениемавторскойкоммуникативно-модальнойоценкив зави симую синтаксическуюпозициюикрометогоинтонационным оформлениемавторскогоСНкак вставной части. Ср.: "/Наполеон/... нежнообнявимператрицуМарию-Луизу, какгово ритегоисторик, оставиле огорченноюразлукой, которуюона- этаМария-Луиза, считавшаясяегосупругой, несмотрянато.что вПарижеостаьрласьдругаясупруга.-’казалось, невсилахбы лаперенести". Авторскаяоценкаможетуходитьв-непредикативнуюпозицию, сохраняя, однако, своюфункциюлексическоговыраженияН. Ср.: мытолькоговорилиовас, - ссвойственнойсветскимженщи намсвободойлжисказалаКюли"; "но тотчасжеженское£.а.мо- обольцениопредставлялоейутешение..."; "в этомзаблуждении поддерживалое то, что..."; "Киимыераспоряжениявовремя Сражениябылитоженехужепрежних..." 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=