ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

родаподтверждаетидругаятекстоваякатегория, выполняющаяв портретнойживописиЛ.Н.Толстого текстообразующуюфункцию,- ка­ тегориямодальности. В"Грамматикесовременногорусскоголитера­ турногоязык^1, вышедшейв1970 г., категориямодальностипред­ ставленавдвухзначениях: объективно-модальномисубъективно­ модальном, таккак, помнениюавтораэтогоразделаН.Ю.Шведовой, модальностьнеможетограничиватьсялишьуказаниемнаотношение говорящегокпредметувысказываниясточкизренияреальности/ ирреальности, ведь"каждоевысказывание, построенноенаоснове тойилиинойотвлеченнойсхемыпредложения, обладаетсубъектив- но-модальнымзначением. Еслиобъективно-модальноезначениевы­ ражаетхарактеротношенийсообщаемогокдействительности, то субъективно-модальноезначениевыражаетотношениеговорящегок сообщаемому"^. Существуютразличныесредстваформированияивыражения субъективно-модальныхзначений. Наиболеепрямымисредствамире­ ализациисубъективноймодальностивпортретныхописанияхповес­ тиЛ.Н.Тойстого "Казаки" являютсялексическиеповторыиэпите­ ты,.передающиене.,тольколичностноеотношениексоздаваемому ' образу, ноипредполагающиеегооцёнку. Так, авторскаясимпа­ тиякМарьяне, Лукашке, дядеБрошке- сильным, умнымикраси­ вымйредставитедямнарода-звучитвкаждомзвенеописывающихих портретныхцепочек. Например, приописанииЛукашкиавторскаясимпатиясквозит вкаждомэпитете: "высокий, красивыймалый", "широкоевыраже­ ниелица", "спокойнаяуверенностьпозы"; "воинственнаяйне­ сколькогордаяосанка", "статноесложение" и"чернобровоеум­ ноелицо", "блестящиечерныеглаза". Вролилексическихпов­ торовписательиспользуетслова, которыепомогайт'создавать обравудалого, гордого, внешнеспокойногоказакабольшойфизи­ ческойинравственнойсилы. Совсеминаяавторскаямодальностьчувствуетсявпортрет­ ныйзарисовкахпредставителей.светскогообщества. "Маленький и1(урной" приятельОленина, провожающийегонаКавказ, "хоро­ шенькийичистенький" Яелецкйй, вызывающийнеприятноечувство уОленина, исамОленин, внешностькоторогоданавдвухсре­ зах: всуетемосковского "света" ивмоментоздоровляющего влиянияказачьейстаницы, - всеоникакбынеинтересныЛ.Н. 152

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=