ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990
лодцеватости, котораядостигаетсянебогатойодеждойиснаряже нием , аукладомжизни, воинственностьюимужеством, энергиейи жизнерадостностью, способностьюориентироватьсявсложныхусло виях, тоестьвтом, чтоотличаетудалогоказакаЛукашкуотне знающего, кудаприложитьсвоисилыиспособности, дворянина Оленина. Приемконтрастасвязываетидистантнорасположенныепорт ретныехарактеристикидядиЕрошкииЛукашки. лотямеждуними существуетмногообщего: духовноеикровноеродство, внешнее сходство/"широкое выражениелица", "широкие скулынашее","ши рокаяспина"/ - онипредставителиразличныхпоколенийказачест ва, чтоподчеркиваетсяантонимическойпарой: молодой- старый. Портретыпредставителеймолодогоказачестватакжепострое нысиспользованиемантонимическихпар, выявляющихиндивидуаль ныечертыихвнутреннегоивнешнегообликаиобеспечивающих внутритекстовуюихсвязь. Например: Дукашка - Назарка- Марьяна - Устенька широкий - худенький большого/роста/ - маленького здоровый - мозглявый стройная - полненькая' красивый - некрасивый красивая - хорошенькая неторопливый- суетливый улыбаласьредко - свечной улыбкой Особеннояркоконтрасткаксредстводистантнойкогезии портретныхописанийвповестиЛ.Н.Толстого "Казаки" проявляет сячерез сравнениеоднойитой.жедеталивнешностиразличных персонажей. Так, чтобыПодтвердитьпринадлежностькразным социальнымслоямобществаглавныхперсонажейповести,писатель описываетихруки; способныеклюбойработе"загорелые", "мус кулистые", "чляистые" рукиЛукашки; "черные", "толстые" руки дядиЕрошк.; вечнозанятыеработой"загорелые", "Небольшие", но"сильные" рукиМарьяны; непривыкшиектрудуиничегоне умеющиеделать"белые", "мягкие,каккаймак", "с отчищенными ногтямипальцев" рукиОленина. Врезультатесравнениявозника ютдистантнорасположенныеантонимическиепары: белые-загоре- лйе, белые-черные, мягкие-жилистые, мягкие-мускулистые. ’ Кромекогезии, текстообразующаяфункцияпортретныхопи саний-вповести "Казаки" воплощаетсяспомощьютакихсеманти ческихкатегорий, какинформативностьимодальность. 1Б0
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=