ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

лодцеватости, котораядостигаетсянебогатойодеждойиснаряже­ нием , аукладомжизни, воинственностьюимужеством, энергиейи жизнерадостностью, способностьюориентироватьсявсложныхусло­ виях, тоестьвтом, чтоотличаетудалогоказакаЛукашкуотне знающего, кудаприложитьсвоисилыиспособности, дворянина Оленина. Приемконтрастасвязываетидистантнорасположенныепорт­ ретныехарактеристикидядиЕрошкииЛукашки. лотямеждуними существуетмногообщего: духовноеикровноеродство, внешнее сходство/"широкое выражениелица", "широкие скулынашее","ши­ рокаяспина"/ - онипредставителиразличныхпоколенийказачест­ ва, чтоподчеркиваетсяантонимическойпарой: молодой- старый. Портретыпредставителеймолодогоказачестватакжепострое­ нысиспользованиемантонимическихпар, выявляющихиндивидуаль­ ныечертыихвнутреннегоивнешнегообликаиобеспечивающих внутритекстовуюихсвязь. Например: Дукашка - Назарка- Марьяна - Устенька широкий - худенький большого/роста/ - маленького здоровый - мозглявый стройная - полненькая' красивый - некрасивый красивая - хорошенькая неторопливый- суетливый улыбаласьредко - свечной улыбкой Особеннояркоконтрасткаксредстводистантнойкогезии портретныхописанийвповестиЛ.Н.Толстого "Казаки" проявляет­ сячерез сравнениеоднойитой.жедеталивнешностиразличных персонажей. Так, чтобыПодтвердитьпринадлежностькразным социальнымслоямобществаглавныхперсонажейповести,писатель описываетихруки; способныеклюбойработе"загорелые", "мус­ кулистые", "чляистые" рукиЛукашки; "черные", "толстые" руки дядиЕрошк.; вечнозанятыеработой"загорелые", "Небольшие", но"сильные" рукиМарьяны; непривыкшиектрудуиничегоне умеющиеделать"белые", "мягкие,каккаймак", "с отчищенными ногтямипальцев" рукиОленина. Врезультатесравнениявозника­ ютдистантнорасположенныеантонимическиепары: белые-загоре- лйе, белые-черные, мягкие-жилистые, мягкие-мускулистые. ’ Кромекогезии, текстообразующаяфункцияпортретныхопи­ саний-вповести "Казаки" воплощаетсяспомощьютакихсеманти­ ческихкатегорий, какинформативностьимодальность. 1Б0

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=