ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

вниманиечитателейнет'ольконабольшойрост, высокуюгрудь, щеголеватуюмолодецкуюпоходку, натонкиеброви, темныетекипод чернымиглазами, загорелыенебольшиеруки, стройныеноги, узкую ступню, ноинасамобытнуюяркуюодеждудевушки, используяпри е описаниисочные, чистые, радостныетона: розоваярубаха, зе­ леныйбешмет, красныйплаток, голубаярубаха, голубыечулки, красные чувяки, краснаярубашка. Втои времявпортретнойцепочкеМарьяныЛ.Н.Толстойпо­ вторяетнаиболееважныесавторскойточкизрениячерты, способ­ ствующиесозданиюяркогогзапоминающегося, индивидуализирован­ ногообраза. Одиннадцать.развдистантнорасположенныхзвеньях портретнойцепочкиМарьяныписательвозвращаетсякописаниюе Глаз, актуализируяприэтом: пятьразопределение "черные", че­ тырераза- "блестящие", подвараза- "большие", "длинные", • ^'прекрасные". Двенадцатьразвоценкеписателя, атакжеперсо­ нажейегоповестизвучитпоотношениюМарьяныслово"красавица". Подобноенеоднократноеповторениеоднихитехжевнешних Черт, являясьоднимизсредствреализациитекстообразующейфунк­ циипортретаперсонажа, обеспечиваетвнутритекстовуюсвязьраз­ розненныхзвеньевпортретнойцепочкииназываетсядистантной когезией. СредствомреализациидистантнойкогезиивповестиЛ.Н.Тол­ стогоявляетсянетольколексическийповтор, актуализирующийв портретныхцепочкахпрактическивсехперсонажейсамыехарактер­ ныедлянихчерты, ноиприемконтраста, который, помнению М.Риффатера, являясьосновнымэлементомхудожественнойструк­ туры, представляетсобойоппозициюдвухэлементов, основанных наихпредсказуемости/непредсказуемости®.; Сприменениемприемаконтрастапокроеныпортретныехарак­ теристикидядиБрошкииЛукашки, ЛукашкииНазарки, Марьяныи Устеньки, ЛукашкииОленина. Подтвердимэтопримерами. ВосновепротивопоставлениявнешностиОленинаиЛукашки лежатконтекстуальныеантонимы:солдат-джигит. Несмотрянане­ богатуюодбжду, порваннуючеркескуизаломленнуюназадшапку, "Лукашкаимелвидджигита". Оленинжевбелойновойчеркеске, ввысокойшапкедумал, что"он похожнаджигита, нокавзгляд всякогоопытногокавказцаонвсе-такибылсолдат". Сутьэтого противопоставлениявособой, свойственнойтолькоказакам, мо- Ь49

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=