ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

ложения, представляющеготемупосылки, ноидругихпредложе­ нийпосылки. Проблемныйкомпонент, которыйможетзаключатьтезисную часть, представляетсобойвопросыавтора, обращенныекчитате­ люислужащиедлявыделения, подчеркиванияцелиаргументации. •"Отчегопроисходитпорабощениеоднихлюдейдругими? Отчего происходиттоденежноецарство, котороепоражаетнасвсехсво­ еюнесправедливостьюижестокостью? Отчегооднилюдипосредст­ вомденегвластвуютнаддругими?" Проблемныйкомпонентопределяетцелиаргументациии,тем самым, сигнализируетопереходе.каргументатианойчастирассуж­ дения. "Какимжеобразомслучилосьто, чтобольшинствообразо­ ванныхлюдейнашеговремени, неработая, спокойнопоглощает Трудыдругихлюдей, необходимыедляжизни, исчитаеттакую жизньсамоюестественноюиразумною? - Длятогочтобыосвободитьсебяотсвойственногоиестест­ венноговсемтруда, перенестиегонадругихинесчитатьсебя приэтомизменникамииворами, возможнотолькодвапредположе­ ния ..." Проблемныйкомпонент'можетбытьпредставленвформевооб­ ражаемыхвопросовчитателя. Такоепостроениепроблемногоком­ понентаслужитустановлениюречевогоконтактасчитателем,во­ влечениюеговпроцессрассуждения. ' "Вы спрашиваете: отчегопроидходиттонеестественное,урод­ ливое, ^неразумноеи-нетолькобесполезное, новредноедлялю­ дейявление, чтооднилюдинемогутниесть, ниработатьина­ че, какповоледругихлюдей? Инаукассерьезнейшимвидом отвечает: потомучтооднилюдираспоряжаютсяработойипита­ ниемдругих- таковзаконпроизводства. Выспрашиваете: чтотакоеправособственности, наосно­ ваний.которогооднилюдиприсвоиваютсебеаемлю, пищуиорудия трудадругих?.. Выспрашиваете: чтотакбетеденьги, которыевездечека­ нятся,.ипечатаютсяправительством, т.е. властью, икоторыев такихогромныхколичествахвзыскиваютсянасильносрабочихи ввидедолговгосударственныхнакладываютсянабудущиепоко­ лениярабочих? Выспрашиваете! неимеютлиэтиденьги, в размерах, доведенныхдопоследнегопределавозможностивэыс- 145

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=