ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

тельноерассуждение» Теория- ведьэтото, чточеловекдумаето предмете, апрактикаг- этото, чтоонделает. Какжеможетбыт чтобчеловекдумал, чтонадоделатьтак, аделалбынаоборот?" , Ситуативныйкомпонент, представлявшийсобой, какправило, размышленияавтора, насыщенлексическимииграмматическимимо­ дальнымисредствами. Внемпреобладаетсцеплениесамостоятель­ ных.предложенийспомощьюкаузативнойсвязи. Главнымсредством объединенияпредложенийявляетсяихструктурнаясоотнесенность, отражающаядвижение, сцеплениемыслей. Такаяграмматическая связьобусловливаетпричинно-следственные-, разделительные, про­ тивительныеотношениямеждупредложениями. • Виллюстрат^вно-комментирующемкомпонентераскрываются, конкретизируютсяотдельныестороныпредметапосылки. Вотличие отситуативногокомпонентавиллюстративно-комментирующемведу­ щимиявляютсятакиекокпозициоино-речевыеформы, какописаниеи повествование. Длянеготакжехарактерноприсутствиефактологи­ ческойинформации. Наличиеиллюстративно-комментирущегокомпо­ нентарасширяетсмысловойобъемпосылки, способствуетболее цельномуформированиюпредметапосылки. ч Иллюстрируяикомментируяразличныестороныпредметапо­ сылки, авторприбегаеткразличнымпримерамизреальнойжизни, изисторическихописаний, художественнойирелигиознойлитера­ туры, Комментарий, представленныйописаниемисторическихреаль­ ныхфактов, Иосит, очевидно, объективныйхарактер, "живетна островахЮжногоокеана, вПолинезии, народецфиджи. Всягруппа островов,.говоритпрофессорЯнжул, состоитизмелкихостровов, занимающихвместеприблизительно.40000 англ. квадр. миль. Лишь половинаострововобитаеманаселением.в150000 туземцеви1500 белых. Туземныежителиужедовольнодавновышли-из■ дикогосо-г стояния, выдаютсясвоимиспособностямимеждудругимитуземца­ миПолинезииипредставляютсобойнарод, способныйктрудуи развитию, чтоидоказали, сделавшисьвкороткоевремяхороши­ миземледельцамиискотоводами". Дляиллюстративпо-коммеитирующегокомпонентахарактерны пояснительныесвязи. Велипосылкаоформленанесколькимипред­ ложениями, являющимисяпвтосемантичными, этисвязимогутно­ ситьдистантныйхарактер. Предложенияиилюстративно-комменти- рующегокомпонентапоясняютсодержаниеяетолькоодногопред- ■' ■ :;:v . - 144

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=