ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

двоятлет... Ябудуописыватьто, чтоячувствовал, невольно избираято, чтооставилоболеесильныеСлЗече~,'ивмоейпамяти". Предполагалось, такимобразом, повествованиенестолькоособы­ тияхпрожитойжизни, сколькоосмене"впечатлений", лишенное строгойхронологиииоснованноенасвободномсоположенииописа­ нийнаиболееяркихвоспоминанийобылом. Такоепостроениетекс­ таопределяетконструктивнейрольтакихречевыхсигналовавто­ биографическойжанровойфермы, какпредикатытипапомнюис vine- ствительныевоспоминание, представление. Онивыполняюттексто­ образнуюфункцию, устанавливаясвязимеждуотдельнымиФрагмен­ тами/Йот первыемоивоспоминания. ."Следующеезакорытцемвос­ поминаниеестьвоспоминаниеаремеевны/. Длянаписаниячасти "йоейжизни" характернаактуализацияпланапрошедшего- макси­ мальноеприближениекнастоящемуавтора/читателя/, чтонахо­ дитотражениевширокомиспользованииформнастоящегоистори­ ческогоилексико-грамматическихсредств, выделяющихточку зрениягероявпрошлом/местоимениянеизвестности, вводно-мо- дальныеслова, особыйхарактерноминации/: "И вотявляется кто-товплаткеичепце, всетак, какяникогданевидал, ноя узнаю, чтоэто- тасамая, ктовсегдасомной/няняилитётка, яне.знаю/, иэтакто-тоговоритгрубымголосом". Авторское "я" последовательнорасщепляетсянаобъектисубъектнаблюде­ нияиописания, приэтомвозможностьдругойточкизренияспе­ циальнонеотмечается: "Я сизкувкорыте, именяокружает странный, новый, ненеприятныйкислыйзапахкакого-товещест­ ва; которымтрутмоеголенькоетельце". Степень"расслоения" "Я" в"Моейжизни" стольвелика, чтопорождаетзначительное ноличесгво"остраненных" бпксаний. Вниманиек"текучести" внут­ реннейжизниотражаетсявсвободепереходовотодноговоспоми­ наниякдругому, приэтомвтекстечастовстречаютсяокказио­ нальныесочетанияслов, напоминающие "Историювчерашнегодня". ,!Мояжизнь" небылазавершена, однаконекоторыеособенности структурыповествованиявнейпредвосхищаютповествовательную техникуМ.Пруста, ставшуюоткрытиемв Щ столетии. Вначалеллв. /Ю03-В06гг./ Л.НЛолстой вновьобраща­ етсякработенадвоспоминаниями, желаянаписать"совсемправ­ дивую" книгуоСвоейжизни"с точкизрениядобраизла". /14, 416/. Если"ДетстмГ, котороетеперьпризнаетсяимвецью 13?

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=