ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

текста, организованныедвумяразличнымиточкамизрения, рас­ полагаютсянетолькодистантно, ноисочетаютсяврайкаходной главынанебольшомпространствепроизведения, "Расслоение" ав­ торского"я" наобъектописанияиавторатекста^получаетвтр иогииболееглубокуюпосравнениюс"Историейвчерашнегодня" временнуюмотивировку, это"расслоение" усиливаетсязасчет двойногоизображенияповествователявпрошлом: онпостоянновы­ ступаетвэтойвременнойплоскоститокакактивнодействующий персонаж/в этомслучаерегулярнопроисходитактуализацияпро­ шедшего'инейтрализуетсяпротивопоставлениепрошлогоинастоя­ щего, см., например, Л1-ХУ главы"Отрочества"/, токакобъект наблюденияидажеотчуждения. Предметомсамоанализапоследова­ тельно-оказываютсяэмоциональныесостояния'героя, см. в"Дет­ стве": "Я прододясалплакать, имысль, чтослезымоидоказыва­ ютмоючувствительность, доставляламнеудовольствиеиотраду", "Текучесть" душевныхсостоянийсоставляетвавтобиографической трилогииядроизображенияличности. Самообъективацияавторско­ го"я" достигаетсявнейврезультатепоследовательныхописа­ нийпротиворечивыхэмоцийиэмоциональныхоценокповествовате­ ля/отсюда - частоеобращениекоксюморону/, причемэтиописа­ ниядаютсясегожеточкизрениякакрезультатегосамонаблю­ денияипреломляютсявчастонесовпадающихдругсдругом оценкахповествователявнастоящемигероявпрошлом* Лиричес­ каяэкспрессия, особенносильнаяв"Детстве", дополняетсяв повествованииироническойэкспрессией; оценкигероявдетстве илиотрочествеврядеслучаевосмысливаютсявзрослымповест­ вователемкакинфантильныеилиложно-тщеславные, йтосопровож­ даетсязначительнойконцентрацией'вопределенных: контекстах наиболеерезкиххарактерологическихсредств, выдейянмцихсубъ­ ектно-речевойпланНиколе.ньки. Автобиографическаятрилогия, созданнаяв50-е гг. XIX в* скорее "автопсихологическая" /по определениюЛ;й.Гинзбург/ проза. В70-е гг; Л.Н.Толстойобращаетсянепосредственнок канруавтобиографии. Вначатойв1678 г. книгевоспоминаний "Мояжизнь" онтакопределяетпринципе построения: "Я буду описыватьнемоисоображения6 том, чтопривеломеняктому йвнешнемуидушевномусостоянию, вкоторомянахоа§гсЬ> а последовательнотевпечатления, которыеяпережилвэ*и пять- 136

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=