ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

кеиподнялаголовку- головкустонкимикругловатымочерком лица, черными, полузакрытыми, ноэнергическимиглазами, с узенькимиострым, острымносикомистакимртом, которыйсгла замисоставлялодноивсегдавыражал.что-нибудьновое". Этот приембудетзатемиспользованвповести"Детство". Развитиеавтобиографиикакжанранеразрывносвязаноссамо познаниемличностикразвитиеме самосознания. Оноотражает "путьизпространстввнешнегомиравовнутренниепространства человеческогосознания"^, В лУЫ-а1л вв. отчетливоосознавался определенныйжанровыйканон, предполагавшийпоследовательный, соблюдающийотносительнострогуюхронологию, рассказобистории рода, "первыхвпечатленийбытия", годахюностиизрелости, при зтомвоспоминанияимелиразную'степеньзначимости, наиболееяр­ киеизнихдавалисьдетальноивыделялисьпосредствомспециаль­ ныхречевыхсигналовтипапомнюиформнастоящегоисторическо­ го. Сразвитиемжанровойформыавтобиографииие трансформа­ циейвхудожественнойпрозевпроизведениях, ориентирующихсяна эту.формукакнекийинвариант, установилсяособыйструктурный типповествованияотI-го лица, основанныйнасопоставлениии взаимодействиидвухвременныхпланов: планапрошедшегоповест­ вователяипланаегонастоящего. Вавтобиографическойтрилогии JI.Н.Толстойиспользуетвозможностиэтойформы, преобразуяих. Так,,в "детстве" рассказповествователяоТрехдняхегодетст­ васоотноситсяскомментариямиеговнастоящем. Зтикоммента­ рии"корреспондируют!другсдругомкаклирическиеповторения,в ударныхместахпоэмыиликакрефренывстихотворении"^ /см. гл. ХУ игл. ХХУШ/. Длярассказао-Прошедшемгероявтрилогииха­ рактернаустановкана"описательство", "мелочность"» Повество^ ваниестроитсянехронологически/как возможная1’"историйдетст­ ва", например/, акаквоспроизведениерядачастныхситуацийи впечатленийотних, отражающихсложнуювнутреннююжизньгероя. Втекстеповести"Детство" мывстречаемсясавторским толкованиемзначенияслова"вспомнить".: "вспомнить" - "воскре­ ситьввоображении", сноваувидеть. Ьтозначениераскрывается иподдерживаетсявтекстецелымрядомединиц, преждевсего глаголамивнутреннегоЗрения: "кактеперьвижу", "вижу". Они различаютсяпостепениэкспрессивностиислужатсвоеобразным сигналом, выделяющимвоспоминание-описание. Стремлениевоскре­ 134

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=