ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

койновкресло". Такимобразом, ужевпервомавтобиографической произведенииТолстого, длякоторогохарактерноповествованиеот первоголица,, наблюдается"расслоение" "я" повествователя, ус­ танавливаетсядиффузностьегоструктуры. Установканавоспоминаниеипостоянныйсамоанализразрува- етстрогуюлинейностьречи, повествованиестроитсянаоснове средств, какбыобнажающихсаамеханизмпорождениямыслии- соответственно- текста/модальныеслова, вставныеконструкции, уточнявшиечлены, пояснительныеконструкции/:'"Должнобыть, эта частицаговорилаоченькрасноречивоиубедительно/хотяяне умеюпередать/, потомучтояиспугалсяисталискатьдоводов". Раскованныйходмыслисимпульсивновозникающимипомере е движенияпредставлениямипорождаетособыйпрерывистыйритм прозы. Широкоеупотрео'лениевопросительных, пoбyдитeльныx,эмo-' циoнaлыш-зкcnpeccивнь;x конструкцийусиливаетегонапряженность} см. например: "Не надосознавать; ноясказал, чтосознаю, и пошло, ипошло, изаснутьненогу. Фу/ досадакакал! Длячего далнамбогсознание, когдаонотолькомешаетжизни?" Имитацияспонтаннойрбчи* повозможностисвободнойот строгихкорм, отражаетсянетольковиспользованииопределен­ ныхсинтаксическихконструкций, ноивсоединенииЭлементови форм, обычнонесочетающихсядругсдругом. Так, например,объ­ единяютсяразныеформывремени: "Мы сДмитриемтихохонькой скромнехонькоехаликаким-тобульваромидержимсяледочком правойстороны.,.". 3 "Историивчерашнегодня" сознательноразрушаетсязамк­ нутостьмиратекста: егореальныйавторвыступаетикакперсо­ нажпроизведения, икакегонепосредственныйсоздатель, как объектописанийисубъекъдействия. Рольавторского"я" осо­ беннояркопроявляетсяналексико-семантическом.уровнетекста, длякоторогохарактернорасширениесемантическойструктуры рядаслов. Этилексическиеединицыприобретаютиндивидуальные коннотативные элементы, понятныелишьповествователю, который затемраскрываетихсмыслдлячитателя: "когдазначит: пожа­ луйста, скорее, ыызначит: яижена, которойтожеоченьприятнотебя видеть; опятьзначит: "мы нынчепровеливечервместе, нос тобойнельзясоскучиться..." 132

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=