ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

желтоватомлицесподстриженнымисеребрянньшиусами, золотыми дломбаииблестелиегокрупныезубы, старойслоновойкостью- крепкаялысаяголова". Обращаетнасебявниманиедвойствен­ ностьвнешнегооблика, избирательностьчерткоторогосвиде­ тельствуетохарактересубъективной«оценочности. С.однойсто­ роны, представленалексика, характеризующаяфизическисильно­ гочеловека: "крепкосшитый", "крепкаялысаяголова", "круп- ныезубы". Отсутствуетдажеупоминаниеоглазах, яркойдетали любогочеловеческогооблика. Однакодоминантойхарактероло- гйчностивыступаютвмикроконтекстеиныеслова, рисующие, не­ смотрянавидимостьфизической-силы, мертвящийобликбуржуа: "желтоватоелицо", "серебрянныеусы", "золотыепломбы", "сло­ новаякость". Втщательноподобранныхцветовыхобозначениях присутствуетсравнениесдругойвещью. . Несмотрянаграфическуюскупостьизображениявнешности главногоперсонажа,подобногородасравненияпоследовательно проводятсянапротяжениивсегорассказа: "остаткижемчужных волос", "хриплоеклокотанье( вырывавшеесяизоткрытого-рта, освященногоотблескомзолота, слабело". Благодаря-повтору • осуществляетсясемантическаяинтеграциятекста. Социальная характерологичность, отрицательнаяоценочность, привсейви­ димойбесстрастности, очевидна. Большоезначениеприобретает ЗдесьанализхарактерныхдляБунинатематическихполейкак совокупностисредств, косвенныхквалификаций, создающихфон длявосприятиясодержательно-фактуальнойинформациииавтор­ скогоотношениякизображаемому. Одинассоциативныйрядслов разныхлексико-грамматическихразрядовформируетврассказе темусмерти: смертная/тоска/, преисподняя, мертвенно-чистые /музеи/, воск, гробовые/плиты/, погребальнаямесса, траур­ ные/горы/ идр» Однакоблизкоеприсутствиесмертикакбы"затеривается" /удачновыражениеJ1.С.Выготского/ в"густейшемвещномзамесе". Вогатейяаявнешняяизобразительность, материальныймир, вы- жсанкыйтщательно, домалейшихподробностей, отодвигаетте­ мусмертинавторойпланповествования. Высокаяконцентрация вдов, входящихвлексико-семантическиегруппы"Пища", "Ут­ варь", "Одежда" /поварские, судомойни, винныеподвалы, кофе, шоколад,;крепкий душистый чай, ликеры, коньяки, ростбифы, спаржаит.п./i отражает, подчеркиваетбездуховностьсущест­ вования. тг_

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=