ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

Лихачевдиалогизациюавторскоготекстаивбессмертномдревне­ русскомпроизведении"Слове ополкуИгореве"3 . Кдиалогу-жанрукакпопуляризаторскомуприемупублицисти­ ческогоиораторскогостилейобращалсяиЛевНиколаевичТолстой. Например: "Такчтоженамделать?" f7, 160-414/, "Голодилине голод?" /17, 14-7-198/, "Комуукогоучитьсяписать: крестьян­ скимребятамунасилинамукрестьянскихребят?" /15, 10-33/, "Чтотакоеискусство?" /15, 41-221/, "Зачто?" /14, 226-251/, •'Ктоправ?" /12, 420-43G/, идр. Отмеченыпроизведения, вкаких узловойвопрос, которыймогбыстатьзаглавием, записаннев зачине, авсамомтексте. Ср. втрактате"Стыдно" /7, 449-455/ следующиевопросы; "Развеможнообэтомпросить?". "Развеможет бытьобэтомвопрос?" /7, 453/. Встроениидиалога-жанрапрослеживаетсяславнаятрадиция- революционно-демократическойпублицистики. Так, впроизведениях В.А.Добролюбова^ вопросительныенаименованиястатейсответами, изложеннымивсодержании, - явлениеобычное. Ср.: "Чтоонасду­ маютвПариже?" /7, 526/, "Что такоеобломовщина?" /4, 314/, "Когдажепридетнастоящийдень?" /6, 140/. "КтоНесочиняет?" /8, 332/ идр. УЧернышевского:. "На-какомоснованиилогикана­ зываетсягимнастикоймышления?", "Выгодноливестивоинувне- II приятельскойземле...?" идр, ВыделяетсяпоструктуретрактатТолстого"Так чтоженам делать?" /7, 160-414/, Онсодержитсвышетридцатиузловыхвоп­ росов, Ср.: "Чтоже-такоебыло?" /205/; "Чтожатакоегород­ скаяжизньи.городскаябедность?" /210/; "Чтотакоебылэтот стыд?" /224/; "В самомделе, чегояхочу?" /228/; "Ктотакой я, тот, крторый.хочетпомогатьлюдям?" /230/ идругие/232, £33, 234, 241.../. Всезтиузловыевопросы-опорныепунктыод­ нойтемы, чтоподтверждаетсяответамиписателянаних: I. "Не лгатьпередсамимсобой..i", 2 . "отречьсяотсознаниясвоей Правоты,.." "трудомвсегосуществасвоего" /7, 383-394/ ит.п. " . Перечисленныеи.неназванныевопросыравныпо;,своемусо­ держаниюааглавнымчастямспоследующимизложениемответов, tan чтокаждаяпозиция/вопросно-ответная/ представляетсобой Микродиалог. Строениецелогопроизведениясовокупностьюмикро- Лиалогов-жянров, отличамщихсядоказательностьюизложенияпод­ черкиваетегопрограммноезначение: композиционноздесьмас­ терски переданомировоззрениеписателяиеголичнаяответе»- 1*11

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=