ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

ческихпозицийвтрактате"О голоде" /17, 13У-176/ идр. Прослеживаетсявавторскихдиалогическихмоделяхсвоеоб­ разныйприемнагнетанияэкспрессии. Достигаетсяусиление экс­ прессиисосредоточенностьюзначительногоколичествавопроси- !ельныхпредложенийнаодномтекстовомотрезке. Преимущество концентрациидиалогизмоввпрагматическомпланасостоитвтом, чтоонаприближаетчитателякосознанномувосприятиютекстаи становитсяпри.атомостриемкритикииобразнымсредствомрито­ рическогостиля. "Удержание, - писалМ.В.Ломоносов, - фигура есть, когдариторслушателейиличитателейдолговсомнении удерживает, представляячто-либоменьше.., апотомужеоную предлагает: "...но скакимвеликолепием? скакимдоказательст­ вомкнемусвоисклонности?., вынадеетесь, чтоемувсезнат­ ныеособынавстречувышли?" /5, Бё-60/. Поддерживаетсясила (Экспрессиивфигурах, основанныхнаумножениивопросительных предложений, синтаксическимпараллелизмом, т.е. предложениями, одинаковымиилиблизкимипоотроению. Следовательно, реализация авторскихдиалогиамоввсопровожденииконцентрациивопроситель­ ныхпредложенийидополнительногопараметра- синтаксического параллелизма- определяетформированиеособогородадиалогичес­ кихмоделей, оснащенныхвысокимуровнемакспрессии. Оприверженностиписателякэтомуприемуявствуеттот факт,.чтоврядепроизведений, свободныхилипочтисвободных ot диаяогизацииавторскоготекста, обнаруживаютсяостровасза­ рисовкамигруппойвопросительныхпредложений, Например, втрак­ тате"Не могумолчать" при полномотсутствиидиалогиамовзафик­ сированазарисовка, организованнаясосредоточенностьювопроси­ тельныхивосклицательныхПредложений, Например: "Выже, что выделаете? Начтокладетесвоидушевныесилы? Коголюбите? Ктоваслюбит? Вашажена? Вашребенок?., Когожевытаклюбите? НйКого, Актоваслюбит? Никто, Васбоятся... иненавидят" /7, 566/. Близоккэтомустильсочинения"рабствонашеговремени": Приналичииотдельныхавторскихдиалогизмов зафиксированыза­ рисовки, реализованныеконцентрациейодинаковых'предложений, С р , н о почемулюдямнельзяжитьбезнасилиянадними,.,? Почемулюдидолжныпокорятьсянасилиюименнотехлюдей, кото­ рыезданноевремянаходятсявовласти? Чтбдоказывает, что этялюди- людиболееразумные?.," /7, 512/» Вкомпозиции "О *ояоде" /7, 415-448/ нарядусдиалогизмамивыделяютсязарисов-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=