ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1990

ваншш”№те*изичэск«г: единства"^. Решающимэлементомвстроении.такой«оделиявляетсяпоста­ новкавопроса, средикоторыхразличаетсявопросвсобственной смыслесловаивопросриторический, Экспрессивностьриторичес­ коговопросаподчеркнулещеМ.В.Ломоносов. Ониисал: "Вопроше­ ниериторическоебываетокакой-нибудьизвестнойвещидлясиль­ нейшегоиважнейшегопредставления" , Оснащенныйвысокойэкс­ прессией/какотмеченовцитате/, риторическийвопроснетребу­ етответа, внемсосредоточенаустановкаговорящегонаответную реакциюсобеседника: сообщениевнемсплетеносвыражениемна эмоциональномуровнеутвержденияилиотрицания. Риторические вопросы, свободныеотвербальныхответов, весьмавыразительны вэпистолярномнаследииЛ.Н.Толетого /примерI/ ивыделяютсяв публицистическихсочинениях/пример£/. Примеры: I. "Горячать:, пуля, инесешьтысмерть- ноне тыли.быламоейвернойрабой? Землячерная, тыпокроешьменя, нонеялитебяконемтоптал? лоледнаты, смерть, ноябылтво­ имгосподином" /18,. 774/®; S, "Деламоивсезабудутся. Такиз чегожехлопотать? Как-можетчеловекневидетьэтого...!" /16, 118/. Риторическийвопросможетбытьпостроенкакответнапо­ ставленныйвопрос, ср.: "Длячегоданочеловекуэтосознание личности...? Навопросэтотможноответитьподобныйвопросом.. "Зачем, спросилбыон, этоВеществоиегозаконы..., скоторы­ миядолженбороться., /17, 62/.. Еслитакиеединицыпредставляютсобойлишьимплицитный диалог/в однойрепликесосредоточенысообщениеиреакция/, то подлинныйвыраженныйдиалог/эксплицитный/ составляютфигуры, вкоторыхавторскийвопроссопровождаетсякомментариями, содер­ жащимиответ, которыеподдерживаютэмоциональныйаспектсообще­ ния. Привсехобстоятельствахвопросдолженбытьпризнанисход­ нойрепликой, акомментарииответнойрепликойавторскогодиа­ лога. Последний, какивсепрочиедиалогическиеединицы, обу­ словленконкретнойситуацией/видом* местом, цельюсообщения/. Аэто,всвоюочередь,определяетмногообразиедиалогическихне­ делей. Неоднозначнымпредставленавторскийдиалогивпублици­ стикеЛ.Н.Толетого. ■ . Примеры: I. "Ну ичтоже? Могулияилиненогуруково­ дитьэтимидвижениями, чтобывозбуждать.всебетакиеилидру­ гиемысли? Вопросотом, какиемненадовозбуждатьвсебеи 107

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=