ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987
УДК 801 /8 0 1 .5 6 / К.Г.Семенкин / Гйадкмирскии педипститу?/ средства , в^алкнш иронии в поздних пгоизввдчниях л.толстого Значительный интерес предстагошет индивидуально-авторский под. ход к использованию тропов, занимащих ватное место среди вира. зительно-изобразительн'-’Х средств языка. Разновидностью тропа, особой формой переносного употребления слов является иротая. языковому выражению и художественной функции в поздчем творче- | стве Л.Н.Толстого посвящена настоящая работа. Ироническая экспрессия может представлять собою в зависимо сти от намерений автора и безобидную щутку, и добродушную удчб- ку, и горькую усмешку, и беспощадный смех, когда ирония перехо-. дат в сарказм. Именно последний вид иронии является наиболее характерным для тех толстовских произведений позднего периода, в которых писатель, по образному втлражению В.И.Ленина, занимает ся срыванием всех и всяческих масок. На рассмотрение выносим два вопроса: а / языковые средства создания, выявления поддержки и усиления иронической экспрессии в поздних произведениях Л.Толстого; б / ирония как отраженно эво- лкции "образа автора" и как средство его модификации в позднем творчестве писателя. Выявление и классификация языковых средств, при помощи кото рых автор создает, поддерживает и усиливает ироническую экспрес сию, осложняется специфической природой самой иронии. В фо ш р о4 вании иронического подтекста, как известно, активную роль играй внетекстовый момент: столкновение противоречащих фактов реэльной действительности, исторические ассоциации и т . п. Иногда ироническая экспрессия как бы растворяется в широком контексте t и выделить иронически употребленное слово, найп яеШ иронии не представляется возможным. Так, например, чтобы /ловить сочувственную улыбку, вызванную не оправдавшей себя романтически увлеченностью рассказчика, и издевательскую насмешку, брошеняу* | в сторону полковника /"После б а л а " /, необходимо пережить bi ?сте рассказчиком в с е, что пережито им. Источник иронической точзлЫч сти усматривается в содержательной структуре текста, в провизор®' чивости изображаемых картин и достигается благодаря особо.. опГ* вации элементов текста, тончайшим переходам между ними. Нередки случаи, когда языковые средства выражения иро,:"Я 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=