ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987
принадлежность к национальности/ или 'на основании какой-либо приметы, характерной черты: татарки. татары, к р а с о й татарин, красней, ч ерный татарин, старик и т . л. В ЗНЕЧюотцдяшш часто используется настоящее изобразится ь- кое, приходящее на смеку прошедшем}' повествовательному - прете риту: "Сел .Пилки, стал v sc t o разгл дыпать. На голдни, за горой, додана, табун х о д и т ... Промеж гор лес с и н е е т с я ...” / 4 / . Следует ответить и факт называния реалий с точки зрения пэр. сенажа: "дарознн" /а у л /, "дома", "избушка с плоской крышей" /с а к л я /, "церковь ихняя /м еч ет ь /, с башенкой" /минаретом/ и т.д_ .Зто особенно характерно для Р.НР-чоепричтий героя в первое время его пробивания в плену 6 . З.Д.Поповз укачивает на порядок слов, свидетельствующий об этапах восприятия героем различн,'!х явлений и их признаков 7. См. , в частности, постпозицию согласованного определения: "Одета в рубаху длинную сингао, с широкими рукавами’и без пояса; принес ла кувшинчик жестяной; принесла хлеба пресного на дощечке круг лой" /.У . ЗНР-восприятие порой представляет собой настолько большие отрезки текста, что возникает необходимость повторения вводящих слов. См., например, в гл . 2: "Встал Жилин... стал бмотрэть.Пид- на е м у ... доро га.. . Видит - из-под г о р н ..." И т . д . Разнообразно содержание ВНР-восприятия. Это не только пей заж, портрет, интерьер, но и различима б'-тов-’е сцены, вклкмащие отдельные реплики, жесты их участников, а порой и целые диалоги или полилоги: "Наутро смотрит, на зорьке Дина вышла на порог с куклой. А куклу уж лоскутка?™ красными убрала и качает, как ре бенка, сама по-своему прибаюкивает. Вышла старуха, забранилась на н ее, вгкватгла куклу, разбила е е , услала куда-то Дину на ра- боту.ч, / 3 / ; "..-.Привезли на пепле своего убитого татарин а... Приехали сердитые, собрались все хоронить. Вышел и Жилин посмот реть. Япяервули мертвого в полотно, без гроба, вынесли под чина- рн ва деревню, положили на трану. Пришел мулла, собрались стари ки, полотенцами поэязали тапки, разулись, сели рядком на т к и перед мертвым.. . Поднял голову мулла и говорит: - Алла! /значит б о г /. - Сказал это одно слово, и опять потупились и долго мол чали; сгс я т, не ?! еелятся. Опять поляял голову мулла: - Алла! - и все проговорили: "Алла" - и опять замолчали. ...Потом прочел мулла молитву, «се в с т а л и ..." / 4 / . Из-за объ va статьи мы не можем рассмотреть в "Кавказском 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=