ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987

над - персонаж/. * Блоки рэпродуктов и детерминантов, отражающие ". мшгаатюре главное в повествовательной художественной прозе - взаимодей­ ствие рчалнчжсс сфер речи и сознаний и flov/HHpyianyio роль автор­ ского аналитического, оценочного начала, являются кратчайшими единицами повествовательного худож :ст=енного токста. Блоки со­ ставляют более крупные части повествовательного художественного текста, ёксплицированные блоки составляют части текста с р°про­ дуктивно переданной речью персонажей. Имплицитные блоки состав­ ляют част г текста с аналитически переданной речью персонажей. Зсть смешанные части текста. Внутри частей выделяются фрагмент* раяличаюциеся ме-*шу собой составом участников рече-жестовчх сцен, тематикой и т . д. Пейзаж, портрет, интерьер и под. обччно даются в восприятии, внутренней речи персонажей и не чаруитог общего характера струк­ туры повествовательного художественного текста /являясь одной из разновидностей репродуктов/. Это общие для художественной прозы /р а сс к с э, повесть, роман/ особенности речевой структуры текста, нзблэдаемые в рассказе Л.Толстого "Кавказский пленник" и , как было отмечено выше, про­ являющиеся в нем с максимальной отчетливостью. Варианты связаны с индивидуальным характером творчества и жанровой принадлежно­ стью. Варьирование происходит только в сфере синонимических от­ ношений между способами передачи рече-жестового поведения персо­ нажей / т . е . при отношениях взаимозаменяемости/ и касается: а / различий в выборе и акцентах использования средств, их кон­ центрации /частотности/ употребления; б / различий в конкретных формах указаний на речэ-жестовое поведение; в / различий в орга­ низации ср едств.3 Остановимся на такой особенности речевой структуры, рассказа "Кавказский пленник", как внутренняя речь-восприятие главного героя. Обращает на себя внимание большой удельный вес внутренней речи /ВНР/ главного персонажа в речевой и вообще худе тественной структуре рассказа. Все происходящее пропущено через призму сов- нания главного героя, в его восприятии и ВНР даны пейзаж, порт­ рет, бытовые сцены и т . д. Наиболее употребительной является "скрытая" ВНР-восприятие, сливашаяся с авторской речью /и не за­ ключенная а к а л ь к и /. Она вводятся в тек ст, как правило, глаго­ лали восприятия и чувства: ви^ит, смотрит, слышит, стал смотре^ стая вглядыв а ть ся. стал р а згл я д ^ а ть /см . также: видно, слышно и п о д ./: "Попел рая Жилин под гору - посмотреть, где живет стз- ,’Ь

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=