ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987

кете /в различных «идах косвенной и несобственно-прямой речи, * ко„отрукииях с вводными словами и т . д . / ; в рэче-жестовых здарактзрксташшс, содаржацкхся в высказываниях ттерсоиажей, и др. U в репродуктах, и в детерминантах. /особенно/ проявляется аналитическое авторское начато, авторские оценки, отбор. В репродуктах эта оценочная функция осуществляется путем це­ ленаправленного отбора, посредством использовачм принципа "сиг­ налов", "намеков" /В .я.Виноградов/, когда в речи персонажа пока­ зывается иэ все ее особенности, а отдалып-в штрихи, детэди /с о з ­ дающие иллюзию адекватности действительности, первичности рз'то персонажей по отношению к авторской речи, что в итоге способству­ ет конкретизации, зримости, индивидуализации художественного об- раза и, следовательно, его убедительности, действенности, актив­ ному воздействию на читательское восприятие/. Репродуктн сви­ детельствуют о различной степени ассимиляции речи персонажей еди­ ной повествовательной художественной структурой: их разновидности, многообразие их форм зависят от степени ассимиляции, погружения в повествовательный художественный текст. Особенно наглядно от­ бор и связанное с ним обобщение содержания и речи выступа­ ет в таких видах репродуктивно переданной речи, как иллюстратив- но-обобщающая речь, внутренняя речь, "речь в речи", неопределен­ но-субъектная речь., В аналитических формах /детерминантах/ авторские интенции вы- раженн более отчетливо. Здесь дается указания на невербальное ре­ чевое поведение /ж ест, мимику, интонацию, эмоциональное состоя­ ние/, неречевое поведение /действия, поступки/, которге вступают в определенна отношения с вербальной речью. Даются также указа­ ния на обстоятельства речи и действия, имеется различного рода мотивировки, квалификации и оценки /иногда прямые оценки/. Вэпродукты и детерминанты взаимно дополняет друг друга, их рече-жестовый материал соотнесен, они образует структурное и фун­ кциональное единство, блоки. В функциональном взаимодействии ре- Продуктов и детерминантов выделяется отношения двух основных ти­ пов: отношения дублирования и отношения компенсирования. Помимо эксплицированных блоков /например: р 'плика, авторская ремарка; реплика, авторское вставное замечание; реплика, авторская ремар- авторский жестовый комментарий и д р ./ , имеет место имплицит­ ные блоки / косвенная речь, несобственно-прямая речь и д р ./ Различается блоки, отражающие "речевое взаимодействие", "диалог": автор - персонаж /блоки "по горизонтали"/, и блоки "по вертикали", ^ражаоцие "диалог" персонаж - персонаж, точнее, автор. - /п ерсо- 77

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=