ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987

анализа на их материале общих черт реалистической повествова­ тельной художественной литератур-} /п р о з ч /, представляя особый, "чистый" образец повествовательного художественного текста. В этой связи необходимо указать на следующие моменты: во- первых, на принадлежность "Кавказского пленника" к жанру расска­ за / в котором последовательно и обнаженно в ступают структурное черты повествовательной художественной прозы/; во-вторых, на не­ однократно отмеченную исследователями близость к прозе А..0 .Пуш­ кина, сформулировавшего законы худо-кествешой прозы и давшего блистательные ее образцы; пушкинскую прозрачность языковой / в частности, синтаксической/ структуры /н е случайно "Кавказский пленник" вошел в цикл "Рассказов для детей", составивших "Азбу­ к у " /; в-третьих, на принадлежность данного произведения к соб­ ственно реалистическим, т . е. таким, в которых закономерности ■ повествовательной художественной прозы представлены в наиболее совершенном, отчетливом и неосложненном вице /к а к известно, Лев Толстой в период написания "Кавказского -пленника" отошел от прак­ тики "психологического" творчества/. Основные способы информации о рече-жестовом поведении персо­ нажей в повествовательном художественном тексте следующие: 1. Прямой, репродуктивный покаа речи персонажей - а / в собственно репродуктах, представляющих собой коммуни­ кативно соотнесенную речь /реплики/ персонажей, организован­ ную, как правило, в диалог или полилог, характеризованную со стороны времени, места, конкретных обстоятельств; б / в других типах репродуктов: в иллюстративно-обобщаю- щей речи, значимой преимущественно на характерологическом уро­ вне, не прикрепленной к определенному времени или месту и ил­ люстрирующей особенности характера персонажа, его поведения; во внутренней, невысказанной речи; в речи, включенной в речь другого персонажа; в неопределенно-субъективной речи и некоторых Др.; 2. Описательный, аналитический, оценочный /детерминативный/ способ показа речи /рече-жестовое поведения/ персонажей - а / в детерминантах, употребляющихся параллельно с репро­ дуктами: в авторской ремарке; в авторском "жестовом" коммен­ тарии, выполняющем функции, близкие к авторской ремарке, а иногда и замещающем ее ; в авторском вставном аамечании внутри р°плики или авторской ремарки; б / в дет^рминангах, употребляющихся отдельно, и зо л и р о в а н н о от репродуктов в указаниях и свидетельствах в авторском 76

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=