ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987

■Г дспект речевого /и идеологического/ взаимодействия в художе- jgeHHOM тексте был выдвинут в русской филологии и свяван с име- ^ м 'В .В .Виноградова /е г о учением об "обраае автора” - фокусе и доточда рааличкых субъектных и эмоционально-экспрессивных п лан ов художественного проияведения/ 1, В.Н.Волошинова, М.М.Бах- тина /тезисом о высказывании как единице речи, о речевом взаимо­ действии, "диалоге" как характерном явлении любого употребления языка/ 2 . Если подойти к повествовательному художественному тексту с точки зрения речевого взаимодействия автор - персонаж, то в ка­ честве объекта исследования неизбежно будут выступать способы указания на речь персонажей, а точнее,на рече-жестовое поведение персонажей, поскольку информация о речи персонажей /в ее вер­ бальном и невербальном, "жестовом", выражении/ органически свя­ зана с информацией об их эмоциональном и психическом состоянии, действиях, поступках, обстоятельствах. Именно в способах указания на рече-жестовое поведение /ре­ продуктивном и аналитическом, "авторском ", оценочном/ и их взаи­ модействии находит наиболее отчетливое выражение взаимодействия равличнчх сфер речи и идеологий, "диалог” между автором и персо­ нажами, а' также преобладание авторского аналитического начала в этом "диалоге". Именно единство репродуктивного и аналитического способов указания на рече-жестовое поведение персонажей опреде­ ляет речевой строй повествовательной художественной прозы, гтли- чаюций е е , например, от драда. Задачей настоя-цел статьи является описание ochobh ' ix черт ре­ чевой структура повествовательного художественного текста, моти­ вируемых способами указания на рече-жестовое поведение персона­ жей - Применительно к рассказу Л.Толстого "Кавказский пленник", т* е. характеристики 1 / черт повествовательного художественного *анра, 2 / индивидуальных черт, свойственных данному автору или Данному произведению /известно, что творчество JI.Толстого послед- него периода представляет собой особое явление/. Актуальны не только второй /выявление индивидуальных черт в речевой структуре "Кавказского пленника"/, но и первый из назван- вопросов /выявление общих для повествовательное художествен- °й прозы черт речевой структур; - на конкретном материале/. • Дело в том, что рассказ Л.Толстого "Кавказский пленник" в одическом, так ск азать, отношении удовлетворяет всем требова- » предъявляемым к произведениям, которое мы выбираем для 75

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=