ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987
дана /"К азаки "/ к самоотверженности и любви /3 ,2 2 7 ,2 3 3 / и скеп сис. возникший в его настроении /3 ,2 4 9 ,2 5 1 ,2 7 3 /; колебания Дми- дрия Ивановича Нехлюдова /"Воскресение"/, сопровождавшие его за- цисяы о нравственном очищении /1 1 ,2 4 0 ,3 0 6 ,3 2 1 /. Одним словом,ди алогическая структура, несогласованных голосов служит здесь аргу- ментированннм средством для зарисовки психологии персонажей, стремящихся к совершенствованию. Не исключены, однако, разногла сия во внутреннем мире персонажей Л.Толстого и по другим моти вам. Ср.: спор внутренних голосов Анны Карениной в ее последний приезд к Долли /9 ,3 5 7 -3 5 8 /, диалоги отца Сергия, отражающие его сомнения религиозного и атеистического плана /1 2 ,6 7 /, колебания Жилина /"Кавказский пленник"/, собиравшегося ехать без солдат / 1 0 , 8 / и др. Третий тип - внутренний диалог с непосредственно присутству ющим собеседником. Обычно такой диалог тематически разобщен - содержит реплики, по смыслу не связанные. И ситуативная коммуни кативность этого двухголосного диалога весьма зыбкая, так как чаще всего реплики недоступны ни слуху, ни пониманию адресата. Отмеченные особенности определяют несамостоятельность етой моде ли: она обычно сопровождается авторским комментарием. Ср. пере данную авторским текстом реакцию Константина Левина на невыска занную "речь" окружающих предметов: "Все эти следы / т . е. пред меты/ его жизни, как б у д то ... говорили ему: "Нет, ты не уйдешь от нас и не будешь другим, а будешь такой же, каков бы л ..." Но это говорили его вещи, другой же голос в душе говорил, что не на до подчиняться прошедшему..." /8 ,1 0 8 /. Нередко прослеживается, однако, внутренний диалог с непосред ственным собеседником, состоящий из цепи связанных реплик,каждая из которнх передает информацию и реакцию по поводу сообщения.Про- читйвание собеседником не произнесенного вслух высказытзания, от раженное в ответных репликах, - утонченный художественный прием, с помощью которого психологическая обрисовка персонажа становит ся более натуральной и углубленной. Специфика этой диалогической модели определила активное во влечение ее в сферу средств персонификации. Для персонификации, .^ВДивованной путем перевоплощения явлений природы, особей чивот- го мира, неодушевленных предметов в носителей душевных пережи- понадобилось, естественно, изощренное внедрение вчутр-нной t*4* и внутренних диалогов: в произведениях Л.Толстого "могут го ворить и Неодушевленные предметч"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=