ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987
Второй тип БВД - это диалог, основанный на полемике внутрен них голосов действующего л ш а , почему он может именоваться диа логом несогласованных голосов персонажа /"спор с самим собой"/. JI.Толстой нередко сам именует несогласованных двойников индиви дуума голосами, воплощая позицию персонажа в одном из них: ".. . я теперь уэду в Сибирь, и потому ни дом, ни имение мне не нужны",, говорил один голос. "Всё эго так, - говорил другой голос, - но, во-перв 1 Ж, ты не проведешь всей жизни в Сибири..." /1 1 ,2 1 5 /. Отражая внутреннюю речь спорящих двойников персонажа, эта модель пр дставляет собой двухголосный диалог, причем состав спо рящих внутренних антагонистов становится более явным, когда ф и кцию одного из них выполняет неопределенное лицо со стороны /не кто, кто-то и т. п . / . Например: "Как будто кто-нибудь сказал ей: "Дурочка, дурочка! Двадцать лет делала вздор, служила кому-то, зачем-то и не знала, что такое жизнь и с ч а с т ь е !.." "Господи бо же м о й ! д ум ала она, - неужели я даром потеряла счастье и моло дость?" "Нет, это неправда" - утешала она с е б я ..." /П , 371-372/, Будучи по своему сема<тическоку наполнению полемическим,диа лог несогласованных голосов персонажа относится к эффективным приемам психологической характеристики литературных образов, что подтверждается его.представительностью: на современном этапе трудно выделить в советской многонациональной литературе такую, в которой ота диалогическая модель не была бы вовлечена в сферу изобразительных средств. На источник эффективности этого приема указ'?вает один из наших современников: "Разговаривать с собой на два голоса, вероятно, привычно для многих людей, будто одна ваша* половина действует на сцене жизни, а другая с режиссерским при щуром посмеивается даже тогда, когда первой - ох как тяжело, и этим помогает ей , напоминая, что жизнь есть действование, а дей ств ование - борьба"13 . Свойство этой модели БВД передавать внутреннюю борьбу дей- ствупдего лш а рельефно проявляется в твортеском наследии Л. Тол стого. С привлечением .Диалога несогласованных голосов реализова на внутренняя борьба нечеловеческого с человечным и побед? пумзй- яости с сознанием Семена /"Чем люди живы"/, когда он захотел прости мимо голого человека, прислоненного к часовне / 1 0 ,32 /; несогласованность внутренних голосов Левина в его поисках своего назначения на земле /£ ,3 0 1 /; бунт Евгения Кртеньева /"Дьявол"/ против дьявольского искушещ :, выступавшего в его представлении в обпэзе Степаниды /1 0 ,3№ /; стремление Дмитрия Андреевича Оле- 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=