ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987
Щдиух голосов в едином внутреннем речевом потоке персонажа / 2 ,в ерЛ Ср. с современной структурой такого плана, содержащей М етение несогласованных мнений лиц, участвующих в воображае мой беседе 4 . Примеры: 1. " ...З а в т р а же пойду к папа и скажу ему: "Папа! яаПрасно ты от меня скрываешь тайну моего рождения: я знаю ее". ОН скажет: "Что ж делать, мой друг, рано или поздно ты узнал бы 9Т0 - ты не мой сын, но я усыновил т е б я ..." ; и я скажу ему: "Папа, хотя я не имею права называть тебя этим именем...., я все гда любил тебя и буду любить..." /1 ,1 5 0 /. 2. "...П эдзю на землю и кричу: "Победа!" Генерал подъезжает ко мне и спрашивает: "Где оЯ - наш спаситель?". Ему указывает на меня, он бросается мне на шею и с радостными слезами кричит: "Победа!" Я выздоравливаю... Я генерал! Но вот государь встречает меня и спрашивает, кто этот израненный молодой человек? Ему говорят, что это известный герой Н и к о л ай . Государь подходит ко мне и говорит: "Благодарю тебя. Я все сделаю, что бы ты ни просил у меня':. Я ... говорю: "Я счаст лив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество" /1 ,151 /. Особое соотношение голосов создается в этом типе БВД, если в нем сосредоточен беззвучный выпад против недруга или идейного врага. При таких условиях персонаж часто ведет своеобразный од носторонний диалог, не дорисовывая в своем воображении ответную реакцию партнера, отчего реплики его остается на нулевом уровне комьуникации5 . Подобная модель не зарегистрирована в произведе ниях Л .Толстого, что обусловлено целенаправленностью БВД с вооб ражаемым партнером в сфере изобразительных средств писателя. Лев Толстой использует эти структур* в характеристике положительных образов, наделенных под его пером неограниченными способностями мечтать. Явным показателем является представленность этих ВДЕ главным образом в автобиографической трилогии /"Детство", "Отро чество" ,' "К&ость"/, особенно в психологической характеристике оптимиста-мечтателя Николая Иртеньева. Небезынтересно отношение Л.Толстого к этому приему. Т ак,-н а пример, вымышленная беседа Николая с Машей и Василием завершает ся следующим заключением писателя: " Между бесчисленным количе- . ст эм мыслей и мечтаний, 6ga всякого следа проходящих в уме и во зражении, есть такие, которые оставляют в них глубокую чувстви тельную боро зду ... Такого рода глубокий след оставила в моей душе “^ ь о пожертвовании своего чувства в польэусчасгья Маш,которое °на Mofvia найти только в супружестве с Василием" /1,1ЙЭ /. 6Э
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=