ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987
ск а зать , "лицом к лицу" - и реплика, таким образом, непосред ственно выполняет санкцию единицы общения. Реплика беззвучного диалога - явление двоякое: с одной стороны, она как элемент вну тренней речи обращена к самому себ е, т . е. лишена по существу коммуникативной функции; с другой стороны, она направлена в ад рес другого лица и, будучи вслух не произнесенной, может стать ситуативно-коммуникативной. Если учесть, что ситуация является важным компонентом любого диалога, то тем более существенны и мотивированны условия,определяющие приемы внутреннего диалога: ими, кстати, обусловлен неодинаковый круг внутренних диалогиче ских моделей. Имеется основание различать, по материалам худо жественной литературы, два массива моделей, из которых один име нуется беззвучным внутренним'диалогом - БВД /пример 1 / , . другой - параллельным внутренним диалогом - ПВД /пример 2 /: 1. "Да, может быть, и это неприятно ей было, когда я Пода ему п л е д ... Да, д а , это так! - с ужасом повторила себе Кити,- Нет, это не может, не должно быть! Он так жалок! - говорила она себе вслед за этим" / 8 , 252-253/ 3 . 2 . " . . . Глаза их, смотрев шие друг на д р у г а ... . не переставая спрашивали: "Можешь любить меня?" - и отвечали: "Могу"" /П ,3 0 5 /. Как видно иа приведенных текстовых отрывков, реплики БВД вы ражены беззвучной речью и облечены в интонационно-словесную ткань персонажа, в чью психологию писатель стремится проник нуть; реплики ПВД связаны с двойной фиксацией внутренних пережи ваний - беззвучной внутренней речью и внешними изменениями - си янием глав, светлым взором, обворожительной улыбкой и т . п . Раз граничение массивов моделей по способу выражения регогак тесно соприкасается с приемами диалогизации.каждого из них: БВД пред ставлен четырьмя диалогическими типами, ПВД - одним типом с опре деленной дифференциацией его внутри.. Первый тип БВД - это диалог с воображаемым собеседником. Об щение персонажа с отсутствующим, но знакомым ему человеком,mhcjWi характер которого он 6es особого труда может себе представить, составляет двухголосный диалог с реальным семантическим наполне нием: он состоит ив подлинного обмена репликами /сообщения и вы званной им реакции/. Двухголосным остается зтот диалог, когда в нем ввучат мотивы доброжелательности, расположения, дружбы, ло®' ви /см . ниже пример 1 /. Многоголосный внутренний диалог в прой9" ведениях Л.Толстс-’о не частое явление, к тому же он не лишек структурного своеобразия, будучи основан на чередовании пргеяе- ев
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=