ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987
Петербурге и что экземпляр, который он сам видел, доставлен Нине ' курьером главнокомандующему" / т . 1, ч . 1, гл. 16/. Исходный текст может быть свернут благодаря семантико-синтаксическим свойствам глашлов речи как лексических единиц о ткр тий семантики, и, таким образом, создается номинативный.эквивалент включенного предложе ния. Так, второе предложение в данном текстовом отрывке семанти чески эквивалентно предложению: "Полковник рассказал о выходе в Петербурге манифеста об объявлении войны и о доставке ныне экзем пляра, который он сам видел, курьером главнокомандующему.При этом подчинительный союз, чаще всего союз "ч т о", элиминируется как формальный маркер изъяснительной придаточной части сложноподчи ненного комплекса указанного типа. При'кореферентности лица, выраженного подлежащим, в главной и придаточной частях может происходить его субституция соответству ющим притяжательным местоимением. Так, например, отрезок текста / 6 / ..." н о и на острове св. Ялены, в типи уединения, где он гово- : рил, что он намерен был посвятить свои досуги изложению великих д е л , которые он с д е л а л ..." / т . 3 , ч . 2 , гл. 38 / семантически эк- / Бивалентен: " ...г д е он говорил о своем намерении посвятить свои / Д о су ги ..." Условием, блокирующим свертывание включенного предложения, имеющего графическ.уй манифестацию косвенной речи, и его транспо нирование в позицию прямого дополнения, является наличие отрица ния в сложном глагольном сказуемом; например: / 7 / "Приехав в Ки е в , Пьер вызвал в главную контору всех управляющих и объяснил им свои намерения и желания. Он сказал им, / а / что немедленно будут приняты меры для совершенного освобождения крестьян от крепостной зависимости, / б / что до тех пор крестьяне^ не должны быть отягчае мы работой, / в / что женщины с детьми не должны посылаться на ра боту, / г / что крестьянам должна быть оказываема помощь, / д / что наказания должны быть употребляемы увещательные, а не телесные, . / е / что в каждом именье должны .быть учреждены больницы, приюты и школы / т . П^ ч . 2 , гл. I d / /литэрация внутри придаточного предло жения н аш . - В.М ./. Используя метод перифразирования, можно про извести семантическое свертывание придаточных предложений / а / , / г / , / д / , / е / , не содержащих глагольного отрицания, в данной по следовательности. придаточных в составе сложноподчиненного комплекс са : "Он сказал ж / а / о немедленном принятии м ер.. . , / г / о необхо; дкмости оказания помо'ли., . / д / о н-обходимости употребления накз- заний увэяатеяьных.. . , / е / о необходимости учреждения больниц. •• Подобная номдазлйзация ггрицаточных / б / и / в / не представляется
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=