ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987

дартной лексики разнородны и единичны в романе "Война и мир” : бес- ' сумрачный, бес шоссейной, бюст/ к . гра[-чик, кровожатдучий, мочалоч­ к а . оо'езлошадчич а ть . тщеславиться, бенигсенист. милорацовическкй. мзков'дина. В-нехудожественных текстах наблюдаются те же разновидности нестандартной лексики, что и в "Войне и мире". Широко представле­ ны сложные прилагательные и наречия. Нехудожественную речь харак­ теризует также и свобода в образовании глагольных словошрм: "По­ сылаю вам письмо, как оно написалось"; "Я написад вам письмо о пеаекув1т к ну то / т е л е г е ..." ; "...люди составят себе представление о том, что я должен отчудиться от них, и сами отчудятся от меня” ; "Только.бы жшал, чтобн ты бчла не слишком засуечена и сама не то­ ропилась и не тревожилась"; "Хочу все бросхтЬчИ заняться этим. А то разстрялся" ; "Смягчает, даже совсем утишает это чувство мысль и сознание то го, что изменение этих безумных и безнравственных условий жизни не в моей в л а с т и ..." ; "Марья Александровна только все лучшеет, не та к , как мы с тобой"; "Чадо самому себе получпють" "Ты случайно слепившийся комочек чего-то. Комочек преет. Прение это комочек называет своей жизнью. Комочек расскочится - и кончит­ ся прение и все вопросы"; "...л еж и т куча неотвеченных писем"; "...у тр ом объискался. Начал д е л а т ь ... гимнастику и повалил на себя шкап". Столь же характерны дня непоэтической речи отглагольные и от- адъективные существительные с абстрактным значением процесса и ка­ чества: "...слишком много приготовлений, подготовлений для такого дела, которое вы д е л а е т е ,.." ; "Никакого от бога мне креста нет, а есть своя слабость, доячность и залезание в дуну. . "У него есть эта неясность мысли, самообманывание. . . " ; " . . . искусство есть укра шение жизни, заманка к ж и зн и ..."; "беспокойство потребности влюб- ления" , "подкупание людей женской красотой", "перемеганность доб­ рое чувств с нехорошими"; "тяжело вечное прятание" , ‘‘прианавание одного еврея Иисуса богом” ; "все бояьшее обезумение" , " заглушение в душе всяких вопросов", "т 'Лоугождение" и др. Образования с не- являются дате более характерней именно для нехудожественной речи Л.Толстого, сто связано с излюбленными антитезами его религиоано-^илосохской доктрины: делание - недела­ ние, противление - непротивление, любов^ - нелюбовь, дояжное - не- должноз, братский - небратский и т. п. "К богатые классы ... вино­ в а ты ... в ложном средстве опр^пдшэнкя н''братской жизни"; ”А ло-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=