ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987

могут вообще оторваться от данного типа простого предложения,ос~ раэуя либо самостоятельные типы простого предложения, либо экви­ валенты предложений. Синтаксическое поле двусоставного именного предложения образует три оси: ось подлежащего, ось связочной чао, ти и ось присвязочной части. рассмотрим синтаксическое поле А ' сор а ' . Данный ПЦПП прибли­ зительно с одинаковой частотностью использовался в авторской р^>. чи /художественная проза - 40, публицистика - 4 3 /, в речи персо­ нажей данный тип ПЦПП употреблялся J1.Толстым почти вдвое реже - 20. В авторской ре™ и художественной прозе и публицистике наи­ более типично выражение подлежащего а ~ , / Хлеб почти у всех с ле­ бедой. - "О голоде"/, в речи персонажей - /р а зв е это не об­ ман? - "Война и мир"/. В авторской речи обоих функциональных сти­ лей спорадически наблюдалось выражение подлежащего синтаксически неделимым словосочетанием со значением количества А ' и м я г / Толпа лвдей была ночлежники, ожидающие впуска,- -"Так что же нам делать?' Таким образом, ось подлежащего в авторской речи художествен­ ной прозы и публицистики такова: / ^ / / ,/ 5 7 / ,/ 4 ^ / 2 0 / , / б / , ось подлежащего в речи персонажей: /**<•* /1 6 /, / 4 / . * В выражении связки единообразие авторской речи нарушается. Интересно, что в речи автора /в дальнейшем - РА/ художественной прозы мы не наблкщали ни одного случая эллипсиса связки /Захар Иванович был товарищ и друг Ивану Ильичу. - "Смерть Ивана Ильича"/. В публицистике имплицитное выражение связки наблвдается почти в . половине случаев /Правда ли это? - "Рабство нашего времени"/. ' л- липсис связки абсолютно преобладает и в речи персонажей. В авторской речи художественной прозы и публицистики по одно­ му разу наблюдался связочный элемент у . j у /Девушки, видя та­ кое обоготворение, старались быть более или менее богинями. - "Отец Сергий"/. В публицистике один раз наблюдался связочный эле­ мент / с о р / ^ ^ у J y t /Ответ на эти вопросы должен состоять в указа­ нии причин, лишивших рабочих естественных условий жизни среди при­ роды ... - "Рабство нашего времени"/. Таким образом, ось связки вы­ глядит . следуюцим обрааом: РА художественной прозы: сор /3 9 /,1&Л 4\ / / / ; РА публицистики: /с о р / /2 1 / , сор /2 0 /, / 1 / ,/ с о р /4 4 /4 / 1 / ; речь персонажей /в дальнейшем - РП/: /с о р / /1 7 / , сор / 3 / . И в РА, и в HI именительный предикативный составляет почти половину всех модификаций присвязочной части. В РА художественной прозы наблюдались следующие варианты пря- связочной части: Ж -7 /2 4 / - Захар Иванович был товарищ и друг Ивану Ильичу; М ы / / 8 / - И отец Сергий стал затворником; в //Ж ' 56

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=