ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987

"...очевидно с удовольствием слушая звук своего голоса, сказа,! флигель-адъютант и , мягко ступая, так плавно, что полный стакЯ воды, поставленный ему на голову, не пролился бы, подошел к ojj звучно отворившееся двери и, всем существом своим выказывая цД чтение к тому месту, в которое он вступал, исчез за дверью" 1 / 9 1 / . Оценочный план формируется смыслом целого. Так, coB epiuj иная оценка возникает у прилагательного мягкий, когда оно, в J честве постоянной детали, точно передает впечатление от осторД ной и гибкой походки горцев: "Вошел мюрид Хаджи-Мурата.. . , .!ш, ступая большими шагами своих сильных н о г .. . " /2 ? /; "Мягкие шац! людей, обутых не в сапоги, приближались... Послышался говор на том особенном, гортанном языке, которым говорят чеченцы" /С>4/, Различные оценочные созначения вкладываются в разных случа. ях употребления и в слово красивый. Автор любуется красотой Зд дара как выражением его физическом и духовной гармонии; Kpacojl и внутренняя одухотворенность мальчика, погибшего сына Садо, о особенной силой дают почувствовать бессмысленность и жестокости убийства: "Тот красивый, с блестящими глазами мальчик, которий восторженно смотрел на Хаджи-Мурата, был привезен мертвым.. . Oi был проткнут игшком в спину" /1 0 6 /. С другой стороны, красота I адъютанта при Воронцове - всего лишь ярлык, своего рода вн шЯ обязательный признак его служебного положения: "Все дожидались очереди и один за другим были вводимы красивым белокурым юноше адъютантом в кабинет князя" /6 6 /; "Красивый адъютант, поздоровв. вшись, попросил Хаджи-Мурата сесть, пока он доложит князю1' /60Я Неприятно и "холодное выражение красивого лица" полкового тък> танта /3 6 /. Оценочное слово в "Хаджи-Мурахе", таким образом, сложно ,ди- алектично, двуедино. Одно и то же качественно-оценочное слово I реализует различные, даже противоположные, типы оценок в заии- симости от своего места в "бесконечном лабиринте сцеплений' ху-£ дожественного целого. Формирование "новых смнслов"/Л.В.Щерба/ в качественно-оцв* f ночной лексике ведет к расширению этой категории, что такжр св* вано с особой поэтической функцией языка художественной лм е р в ТУР*, с его внутренними экспрессивнг*ш качествами. Расширение I оценочной ciJiepH, ее индивидуализация, обогащение новьми ди^айИТ ческими оттенками охватывает и повторяющиеся, и синонимичг ки | объединенные сло'<а. Синонимическое варьирование к в а тф щ и /хмц(( I прилагательных, сопровождаидееся в ряде случаев внутрилекс I

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=