ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987
/например, желаться, рассиментальничаться. и в то же время есть засуетит ь , с усечением - с я , своего рода обратное словообразование / t а также отглагольные существительные типа заманка /о т заманить/.' Рассматривая вкупе весь этот лексический материал, можно за ключить, что все основные разновидности индивидуально-авторских слов встречаются в разного типа текстах Л.Толстого: в художествен ной прозе, публицистике, в письмах и дневниках. В этом отношении особняком стоит драматургия, что естественно объясняется общими свойствами языка драматургии, а также тем, что для пьес Л.Толсто го не характерны действующие лица - рупоры авторской мысли, при надлежащие к среде носителей литературного языка и в силу этого способные воспроизводить особенности индивидуально-авторской ре чи писателя. Новообразования Л.Толстого не являются окказионализмами в у з ком смысле этого термина, т . е . индивидуально-авторскими словами, образованными не по действующим в литературном яэыке словообразо вательным схемам. В большей своей части они относятся к разряду потенциальных слов.Но в конечном итоге категории окказиональности, потенциальности несущественны при изучении эстетики слова J1.Тол стого. В восприятии языка писателя обращает на себя внимание преж де всего нестандартность лексемы, которая связана с разнообразными факторами, в том числе с периферийномыо в литературном языке, с нелитературностыо слова. Границы между индивидуальным и редким в речи Л .Толстого зыбки и намеренно стерты. Отглагольные существительные в известном контексте из "Войны и мира" /"...п р и б а в и л а она, показывая этим Пьеру, что они заняты, и заняты успокоиванием его отца, тогда как он, очевидно, занят только его расстроиванием"/ могут быть рассмотрены в, нескольких аспектах. С одной стороны, словоупотребление может быть понято как стилизация языка конца ХУШв. - нач. Х1Х в . , т . е . стилистическое обыгрывание архаизмов /лексемы отмечаются в языке того времени/. С другой стороны, для Л.Толстого характерно обильное использование отглагольных существительных на - ение, -ание, и естественно пред положить, что оба слова не бяли извлечены из памяти, а образованы Л.Толстым, _т. е .- в данном контексте являются продуктом его инди видуального словотворчества. Третий аспект связан с тем, что успо коив анье и расстроивание квалифицируются как редкие, но канониче ские слова литературного языка XIX в. В этом качестве они, очевид но, и включены в состав Большого академического словаря в 17-ти 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=