ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987
глаза,"™ очевидце, а следовательно, более наглядно, пластично и в то же время под определенным, нужном автору углом ярения. Не ясность восприятия и непонимание происходящего может, с одной сто роны, раскраивать психический настрой персонажа, а с другой,-вчра- жать отношение автора к данному явлению как ненормальному, нелепо му, страшному. В разтгх случаях преобладает или наглядность изо бражения, иди передача эмоционально-психического состояния персо нажа, или авторская оценка. Так, в восприятии раненого Андрея Болконского передана сцена на перевязочном пункте / в . и М., ч . 3 , с . 6 0 /. Ограниченность его видения выражена при помощи НМС. Гла зами й таты ч а показан Смоленск накануне сдачи французам. НМС под черкивают необычность для персонажа того, что он видит /В . и М., ч . 3 , с . 2 7 /. ' Средством в'гпаже1тия особого душевного состояния героя может слу ить непонимание того, что аму говорят; например, в сцене объ яснения Пьера и сшзн: "Вдруг какой-то голос, чей-то знакомый го л ос, слышится и говорит ему что-то другой раз. Но Пьер так занят, что не понимает того, что говорят ему" /В . и М ./. НМС используются как средство "остранения" действительности. Действительность, преломленная через сознание героя, р ас к р тае т его внутреннее состояние. Через "волшебный" зимний пейзаж переда ется влюбленно-блаженное состояние Николая Ростова во время по ездки ряженых. Приводим один отргаок из внутренней речи Ростова: "Однако вот какоЛ-то волшебный лес с переливзюцимися' черннми те нями и блесками алмазов, и какой-то анфиладой мраморных ступеней, и какие-то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких-то зверей" /В . и М ./. Сходный случай - описание весен ней ночи в Отрадном в восприятии Андрея Болконского /В . и М., ч. 2 , с . 3 9 /, хотя в этом описании нет такой резкой трансформации действительности. Через неясность восприятия всего окружащего передается и счастливо-растерянное состояние Дмитрия Левина во время венчания /А .К ., ч. 5 , с . 4 / , и его волнение во время родов Кити /А . К ., ч. 7, с . 13-14/, и состояние аффекта у Пьера Безухо- ва на пожаре /В . и М., ч. 3, с . 9 5 -96 /, и его оглушенность проис ходящим убийством невинных людей во время расстрела французами - "поджигателей" /В . и М., ч . 4 , с . 11/. Приводам некоторое фразы из сцены расстрела: "Гт дым, и французы с бледными лицами и дро жащими руками что-то делали у ямы. ...н о опять как будто ужасный взр® поразил его слух, и вместе с этими звуками он увидал дам, 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=