ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987
ния несуществующего предмета пои изображении психологии персона жей 1 тх внутреннего состояния: "что-то вдруг опустилось в ней" /В . и М ./:•"что-то сжимало ей /Наташе/ гопло” /В . и V ./; "что-то оборэчлсоь в сердце Дарьи Александрович" /А .К ./; "Он /Левин/ чув ствовал, 'JTO в глубине его дута что-то установилось, умерялось, укладывалось" /А .К ./. Часто вводится №«С ЧТО-ТО в сравнительные и предположительное обороты, передающие впечатление от внешнего-вица персонажа и свя занные с их настроениями, пережив am*яхт, желаниями: "Кчяаю Андрею дали чаю. Он жадно пил, лихорадочн>- 1 >/и глазами глядя на дверь, как бы желая что - то понять и припомнить" /Ч . и М ./; "Он /С ти ва/, улк- баясь, смотрел то на перо шляпы княгини, то по сторонам, как буд то припоминая что-то" /А .К ./; "Что же, скажите", - сказала она /Катюша/ и вдруг, как будто задумалась о чем-то или захотела спать, стала серьезной" / В ./ . Сочетаясь с прилагательными, ШС ЧТО-ТО субстантивирует е г о , конкретизирует и суживает его значе ние. Эти сочетания служат главным обраэом дня показа зыбкости, сме ны настроений, чувств, взглядов героев. "Диалектика души" может даваться в изображении автора-наблюдателя или в виде восприятия и оценки героем своих чувств и настроений или настроений и пережи ваний других героев, реже происходящих событий. Особенно часты со четания НМС ЧТО-ТО с прилагательными "особенное” , "новое", "непо нятное” , "скрытое", "н .известное" и подобными и с экспрессивно- оценочными словами: "ужасный", "хороший", "милый", "дурной", "жал кий" и д р .: "что-то скрытое и самое ей неизвестное, но непреодоли мое проснулось в душе Нтгачги" /В . и М ./; "в выражении липа ее /Ка тюши/ было что-то новое, сдержанное. з-ют^нчивое и , как показалось Нехлюдову, недоброжелательное к нему" / В . / ; "Она убежит с ним1 - думала Соня. - Она на всё способна. Нынче в лице ее было что-то особенно жалкое и решительное" /В . и М ./. Второе по частотности НМС КАКОЙ-ТО обладает широкими экспрес- сивно-оценочными возможностями, может получать в контексте значе ния "странный", "непонятный", "неизвестный", выражать преврение, пренебрежение и, с другой стороны, усиливать положительную эмоци ональную оценку, ааключенную в прилагательных. Местоимение КАКОЙ- ТО присоединяется в подавляющем большинстве случаев к сочетанию существительного с прилагательными тех же групп, что и НМС ЧТО-ТО, и также служит раскрытию диалектики души: "В душе ее /Анны/ была какая-то неясная мысль, которая одна интересовала ее" /А .К ./; 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=