ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987

</1 2 Ш 2 / Чеонухина И.Я. Очерк стилистики -художественного прозаического текста. Воронеж, 197я?. 93—9о. 3 / Е р е м и н а . JI.И. Вэждение образа. М., 1983, с . 156-162; Денисова Э.И. Образы "света" и "тьмы" в романе "Анна Каренина" //Яснополян­ ский сборник. 1980; Хула, 1981. С . 95-104. 0 . В.Горина УДК 801.2 /8 0 1 .2 4 / /Брестски:: пединститут/ функции нсопртджнчо-мтстода^ннчх слов в романах л . толстого Неопределенно-м ’стоименнне слова /ЧМС/ - неопределенные мес­ тоимения, местоименные наречия со значением неопределенности и теми же аффиксами, что и у местоимений /-ТО.-ЧйэУДЪ, КОЕ- и д р ./- составляют одну из груш лексики, выражающей субъективную модаль­ ность неопределенности. Языковые средства с модальным значением неопределенности /НМС, модальные слова, союзы/ являются стилеоб- равуюдими срэдствами художественной речи. Ч.1С относятся к деикти- к е, которой свойственны ситуативность и эгоцентризм, т . е . посто­ янная отнэсеннность к субъекту речи.^ Словесное воссоздание си­ туации речи, включая и субъекта ситуации, характерно именно для художественного стиля. Он вбирает деиктику как один из сигналов конкретной ситуации и использует ее для субъективзшга повествова­ ния. Среди НМС наиболее действенны /к а к выразительно-изобразитель­ ное средство/ слова с аффиксом -ТО: ЧТО-ТО, КАКОЙ-ТО, КАК-ТО,П0- ЧЭД-ТО и др. Аффикс -ТО вносит значение неизвестности реально су­ ществующего предмета или признака. Проследим употребление в романах Л.Н.Толстого слов ЧТО-ТО,КТО- ТО, КАКОЙ-ТО, ПОЧФЛУ-ТО, т . е . функции НМС с аффиксом -ТО. В романах Л.Н.Толстого частотность НМС приблизительно одинако­ ва. Наиболее частотно местоимение ЧТО-ТО. По данным частотного словаря романа "Война и мир" ^ слово ЧТО-ТО употреблено в романе 558 раз; частотность остальных НМС значительно ниже. В "Войне и мире" КАКОЙ-ТО употреблено 197 р аз, КТО-ТО - 88 рае, ПОЧ^ДУ-ТО - 26 раз. НМС ЧТО-ТО широко сочетается с глаголами и прилагательными. Для романов Л.Толстого характерно сочетание местоимения ЧТО-ТО с глаголами речи: "что-то ск азал ", "что-то пробормотал", "что-то прошептал" и под. Автору важно в таких случаях воссоздать конкрэт- 15* ^аич>№?&инвт*!*ут Ей. М. • X i'-'- ■>

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=