ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987
очередь, несколько сиен: "Утром страшна кошмар, несколько раз по- • вторявшийся ей в сновидениях еще до связи с Вронским, п р ед ставься ей опять и разбудил ее ". Перекличка между началом и концом романа создает и сопостав ление некоторых других сцен: сцена перед театром содержит отсылку к сцене на балу, в'-'борн, в которых участвует Вронский, приравнива ются к скачкам. В создании кольцевого построения романа играет роль не только повтор, но и соответствия между прямыми названиями и их тропеическими преломлениями. XXIX и.XXX главы первой части, неоднократно привлекавшие внимание исследователей, имеют множество отражений в конце романа. Анна, возвращаясь домой, читает в вагоне при свете фонаря к;?игу, потом'в забытьи ей мерсдится мужик, кото рый что-то делает в стене. Анна выходит на платформу и видит Врон ского. Чадть деталей, повторяясь в конце романа, остается неизмен ной /красный мешочек, мужик/* другая же их часть преобразуется и переосмысливается. Д талям первой сцены соответствует не только имеющий подц.ржку в рззных сиенах романа символ св еч а, о котором много писали, но и другой символ - книга: "И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхну ла более ярким, чем когда-либо, светом, осветила ей все то , что прежде било во мтаке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потух л а " . Описание метели в ранней сцене /"Страшная буря р в а л а с ь ..." / соотнесено с душевным состоянием Анны, но оба плана имеет? самосто ятельное значение. В конце романа слово буря возвращается, но как метафора: в душе у нее была буря, внутр~нняя буря. Начало и конец романа связывает и повторяющийся образ, но характеризует он разных персонажей: "Весь бал, весь св ет, все закрылось туманом в душе Ки т и . . . На Кити нашла минута отчаяния и ужаса" - "Туман, застлавший все в душе е е , вдруг рассеялся" - об Анне перед гибелью. Помимо этой прямой переклички существенно и то смысловое наполнение сло ва туман, которое придает ему Анна в разговоре с Кити перед балом: 0! как хорошо ваше время Помню и знаю этот голубой тум ан ..." Благодаря сквозным образам и мотивам разн'ге персонажи Романа, в том числе и т е , которые непосредственно друг с другом не сталки ваются, многократно сопоставляются друг с другом. В результате пе ресечения частных образных линий складывается образное единство романа. , П р и м е ч а н и я 1 / Ёйхенбаум Б.М. Л°в Толстой: Семидесятые годы. Л ., 1674. С. 188- 150. 16 /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=