ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987

отмечалось, что идея драмы у писателя всегда четко обозначена. Каждый герой в с т у п а е т со строго определенными хивнетглти пози­ циями. Хругой важной примстой тпоряеской манеры писателя являет­ ся то , что речевая характеристика героя складывается еще и как ттоизвоцчая от симпатий и антипатий автора. Так, пародирование, выражающееся в искажении Ьормы и значения слова или ФЧ, применя­ ется автором чаце всего для создания "речевого поведения" таких героев, которое по каким-либо причинам не симпатичны ему, Ц раженном семействе" ято вмачсипированная женщина Катерина Матве­ евна, в пьеса "От ней все качества" - Прохожий. R последней пье-» се элементы искажения слов усиливаются, читатель убеждается,что автор сознательно наседает речь Прохожего неправильностями: си- ла ен>рцин, карьера жизни, гостеприимное радушие, обоюдоострое с ословие, умстветгнчя словесность, деспотиче с кий гнет народной жизни, заклю ет:? с^т^ол1-’, трудящиеся пролетарии, вознчгратде- ние труда, аграмарннй вопрос, заточение свободной жизни и др. Безусловно, Прохожий - полуграмотной, безработный, бродяга. И слова публицистического стиля, политические термины ему зна­ комы понаслышке. Однако нельзя не видеть и определенного отно­ шения автора к герою. А отсюда и тенденциозное, намеренное ис­ кажение лексико-фразеологических средств. Л.Толстой прибегает и к приему введения лексики и Фразеоло­ гии в ргчь героев, когда они сознательно искажают слова и ФЧ, т . в . использование своеобразной пародии в пародии. Вто делает­ ся по разным причинам: непринятие слова и ФЧ данным героем, же­ лание подражать, отрицательное отношение к собеседнику или факту действительности: см. в речи няни из "Зараженного семей­ ст в а", Фионы Андреевич из "Нигилиста", кухарки и В1има из "Пло­ дов просвещения” . рассмотренные приемы раскрытия нравственного облика героев с по'жуцью ФЧ широко применяется во всех пьесах. Анализ богатой Фразеологией драмы "Власть тьмы” осуществлен нами ранее. Основ­ ная цель д линой работы закликалась в том, чтобы показать, что в пьесах с малым запасом ФЯ нравственный облик героев раскрывается с помощью буквально каждой фразеологической единицы. П р и м е ч а н и я I . Толстой Л.Н. Полн. со б р .с о ч .: В 90 ч . ’т.Чб. С. ТВ**. 15В

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=