ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987

дуру нашли - так я и поверила". Столь же реалистично дает она оценку обстановки в доме Прибмшевох: совс’ м-то ей /Любочке/ голо­ ву вскружили; с той ropo перемена поила. Дуде всего как при Ана­ толии Дмитриевиче; во радо иа тихого жило в 'т януть; да и вам по­ чтенья не окажет, и ей горе мокат ь придется. . . В зависимости от качеств героев изменяются и функции S3. Так, если сравнить речев’-’е характеристики Веноровского и Беклешова,то___ станут видными различия в их характерах, нравственнох качествах. Венеровский, по словам его друга. Беклешова, - идеалист, беско- р'стннй человек. Будупая те'ца считает его ученом, писателем. А будущий тесть еще более восхтецен Венеровским. И Венерюпский тща­ тельно скровает свое истинное лицо в обцестве родителей невестм. Но высокие идеало ^го, прогрессивные мосли, обцестненная деятель­ ность - зто лишь маска. В ьонце пьесо 43янеровский разоблачен. В определенной мере этому способствует р;чь героя, набор 53 в ней. 20 ФЕ в его речи носят грубо-простореччнй и бранней характер,что недопустимо для действительно культурного и образованного чело­ века. Венеровский - хицник и корыстолюбец, и зто отражено в его речи, в частности, - в 53: крепкие лбн, всякая дрянь, вообрахаю- г.щая себя бог знает чем, петь вздор, боть в дураках, черт их возь- ки, гл-аза режет, с корнем в"рвать, сделать гадость и на попятной двор, забрать в руки, насквозь вигу все их стрэмленьица.. . Но в речи Венеровского, поскольку он хитрит, изворачивается предста­ вить себя восокообрязовянннм и передовом человеком, есть немало ФЗ отвлеченного характера, публицист т е ск о й Фразеологии: идеи ^ щх>гр°сса, сознание чести , блаженной памяти, стоять на почве, дегисать слово и др. £то и пустая фраза, и самохарактеристика г е ­ роя. Набор же IE в рачи Беклешова более однообразен потому, vro он не думает скрлзать свои коргсти-те цели. Он цинично откровенен и искренне убежден, что все люди н ечестш , подлецо. Основное i нравственнее принципы Беклешова р ес к р тао гся такими ФЗ: "Да то ва- бчваешь, с кем имеешь дело. Рто подлец на подлеце; . . . Пили кровь I народа, а то с ними хочешь идеалышчать; С втими людьми если счи­ ститься, всегда будечъ в дураках; Коли я те возьму тебя в руки,то попадешься как кур во щи". Все персонажи пьес как бн образуют ми!школлективо, объелидан- ное общей идеей, об'цими интересами или являют собой "родство". В пьесе "Зараженное семейство" примером такой группо является "род­ ство душ": студент Твердчнский, Катерина Матвеевна и сон Пржбоше- в а . Но это "родство дуй1" , подобие и бпиэость взглядов, нравствен- нох качеств никогда у писателя не доходит до тождества, потому 1Ь5

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=