ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987
неодинаковое отношение Л.Толстого к представителям различных слоев тогдашнего обцества. Писатель отмечал: роет о,! народ так иного выше нас стоит своей исполненной трудов и лишений жизнью, что как-то нехорошо нашему брату искать и списывать в нем дур н о е ... Лучше говорить о народе одно хорошее" . Свободная от эксплуа тации жизнь, желание иметь свою землю и трудиться на ней, тела- ние мира, покоя, согласия - вот нраястэени'е идеалы, которне пи сатель проповедует черев образы кресты н . Крестьяне у Л .Толстого, если он их дает рядом с дворянами, по своим нравственном каче ствам всегда выше последних. Поскольку в центре драмы Л.Толстого лежот конфликт социаль ный, а не личный, то делствуюцие лица аанимают в произведении строго определенное социальное положение, их по-разному волнуют одни и те же факты жизни, очи занимают в ней различные нравствен ные позиции. В полном соответствии с этими обстоятельствами речь героев в драмах Л.Толстого строго индивидуализирована. По атой причине в пьесах о народной жизни количество фразеологических единиц /ФНУ резко возрастает. Рассмотрим приемы употребления К и их jyнкиии в некоторых пьесах Л.Толстого. В комедии "Зараженное семейство" ставится несколько проблем: взаимоотношения барина и мужика в пореформенный период, женский вопрос, судьба революционеров-разночинцев и др. Л.Толстой отри цательно относился к революционерам-разночиниам и к эмансипации женч|инч, но ангору дороги все, кто в своих нравственных принци пах олицетворяет здоровое, трезвое и стпринноа жизненное начало. "Облагорожены" автором нравственные кодексы патриархальной ста рины, воплощенные в обраве няни. Через определенные, ваданнне качества своего героя автор выражает и свое восприятие и оценку окружаюцей действительности. Такой вф}ект достигается путем уме лого подбора и подачи не только лексики, но и фравеологии. Так, в речи няни Марьи Исаевны употреблено всего двадцать Ф13, но и в таком составе Ф13 выполняют ряд важных функций. Самая многочислен ная группа ф^ используется для характеристики окружающих няню людей и для раскрытия облика самой героини. Няня употребляет в в своей речи ФЯ: зубы скалит; не бог анает что; показать себя хочет; не большого ума; невидаль какая. Можно подумчгь, что он' человеконенавистник. Однако в героине, наоборот, преобладает по ложительное нравственное начало, поскольку характеристики, данное е г Венеровскому и Катерине Матвеевне, справедливы. Няня не верит и искренность 'сувств Венеровского и ревончо заявляет: "Как же, 154
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=