ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987

"варв 8 ительность", адекватность воплощения и восприятия смысла характерна не только для художественного творчества Л.Толстого, но и для его дневников и записных книжек. Диалектическзд сложность мчсли писателя, ориентация его на показ "сцепления" мыслей проявляется не только в прздпочтитель- ном использовании сложных синтаксических конструкций и весьма объ­ емных сяерхгрразовых единств, но и в многотемности /при антитеае - минимум в двухтемности/ почти каждого текстового фрагмента. В пре­ делах конкретного текстового фрагмента нередко развэргнваются-рас- крнваются в их взаимосвязи две-три и более темн. Зто "отражается" и на лексическом составе фрагмента, где, как видно ужа из приве­ денных примеров, наблюдается "параллельное", одновременное и вза­ имосвязанное использование двух и более текстовых тематических Трупп. Анализ таких текстовых тематических групп слов интересен для повнания взаимосвязи между этими лексическими системами в язы­ ке и для выявления закономерностей взаимодействия и ассоциаций рааличннх тем. Сопоставление "перекликааиихся" текстовых тематических групп . позволяет определить доминантную группу и, значит, доминантную микротему, значимую подчас даже мировоззренчески - для выражения пафоса, идеи текста в целом или, при анализе дневника, - для вы­ явления мировоззрения автора. Среди параллельно используемых текстовых ТГ в стиле дневников и записных книжек Л.Толстого четко выделяется доминантная ТТГ: на [ всех или большинстве слов, входя>цих в ев состав, сосредэточивает- 1 1 ся смысловое ударение. Такою доминантной ТТГ явилась ТТГ, вклкча- | |: юцая слова из поля в о л я в примере №4. При антитезе четнрех- f I членной в текстообравовании участвуют все чеэмрп ее члена /см . вч- k |' шв пример №3/. И тогда в роли доминанты могут одновременно высту- В пать две взаимосвяваннш /н а основе противопоставления/ ТТГ: пред- | 1 ставители каждой иэ противопоставляемых ТТГ /противопоставляются, | 1 действительно, уже не отдельные слова, точнее, их значения, семан- Ш тически противопоставляются текстовые ТТГ в целом/ содержа» основ- : к ной смысл противопоставления и потому несут на себе смысловые ак- | » центы-сигналы их /ГТГ/ доминантной функции /таковн в примере §3 № слова счастье-благо, для тела - для души/. 1 Текстовое окружение слов текстообразупдей тематической группы, В в силу взаимной обращенности впеменгов текста, появоляет осмыслить ■ и описать текстовый ореол слов, входящих в те тематические групгм, Щяоторне важны, видимо, для раскрытия мировояврения художника, ибо «Повторяются они в дневнике неоднократно, а многие ив них испольву-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=