ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987

е го , как об умершем ребенке, как о мертвеце. Затем зтот мотив возникает в сознании Каренина: "Я убит, я равбит". Он значим и для Долли: "Все ж и в у т ..., а я , как иа тюрьмы, выпущенная ив мира, убиващего мэня заботами, только теперь опомнилась на мгновение". Таким образом, разн»ге ситуации оцениваются единообразно. Определенные смысловые признаки оказывается едиными для раз­ ных персонажей романа, меняется степень интенсивности их проявле­ ния и характер их распределения между персонажами. При всей своей определенности персонажи романа оказывается незамкнутыми. Повтор определяет не т - . . l k o отношение персонажей друг к дру­ гу, но и отношение их к окружающему миру. Повтор лежит в основе одного из типов тропа - сравнения или мгтафоры отталкивается от реалии, имеоцей самостоятельную значимость в художественном мире произведения. При помощи сравнения такого типа персонаж сопоста­ вляется с предметным миром, его окружающим. Комната Ксти сравни­ вается с Кити, этот ход повторяется и в другой сцене: "Мраморный умывальник, туалет, кушетка, столы, бронзовые часы на камине,гар­ дины и портьеры - все это было дорогое и новое. Пришедшая предло­ жить свои услуги франтиха-горничная, в прическе и платье моднее, чем у Долли, была такая же новая и дорогая, как и вся комната". На реалию опирается и образ сравнения при обозначении отвлеченно­ го понятия: "Точно так же как пчелы, теперь вившиеся вокруг него, угрожавшие ему и развлекавшие его , лишали его полного физического спокойствия, заставляли его сжиматься, избегая их, так точно за­ боты, обступив его с той минуты, как он сел в тележку, лишали его свободы душевной..." Втд уже упомянутых тропов /сравнение Кити с солнцем, Левина с деревом, образ свечи/ имеет опору в изображенное реалиях. Одно­ типные тропы имеет разное происхождение и равное обоснование в тексте. Одни иэ них возникает безотносительно к характеру изобра­ жаемого мира, другие как бы вырастает иэ этого мира. Некоторые сравнения, не имеющие опоры в узком контексте, имеет неявную опо­ ру в широком. Подстреленная птица - обраа в мире Вронского и реа­ лия в мире Левина. Повтор свяаывает равные сцены, указывая на их внутреннее сходство. Наиболее явный повтор такого типа свяаывает начало и ко­ нец главной скжетной линии: "И вдруг вспомнив о раздавленном че­ ловеке в день ее первой встречи с Вронским, она поняла, что ей нч- до делаегь". Этот повтор предварен другим, свявывапцим,в свою 15

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=