ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987
е го , как об умершем ребенке, как о мертвеце. Затем зтот мотив возникает в сознании Каренина: "Я убит, я равбит". Он значим и для Долли: "Все ж и в у т ..., а я , как иа тюрьмы, выпущенная ив мира, убиващего мэня заботами, только теперь опомнилась на мгновение". Таким образом, разн»ге ситуации оцениваются единообразно. Определенные смысловые признаки оказывается едиными для раз ных персонажей романа, меняется степень интенсивности их проявле ния и характер их распределения между персонажами. При всей своей определенности персонажи романа оказывается незамкнутыми. Повтор определяет не т - . . l k o отношение персонажей друг к дру гу, но и отношение их к окружающему миру. Повтор лежит в основе одного из типов тропа - сравнения или мгтафоры отталкивается от реалии, имеоцей самостоятельную значимость в художественном мире произведения. При помощи сравнения такого типа персонаж сопоста вляется с предметным миром, его окружающим. Комната Ксти сравни вается с Кити, этот ход повторяется и в другой сцене: "Мраморный умывальник, туалет, кушетка, столы, бронзовые часы на камине,гар дины и портьеры - все это было дорогое и новое. Пришедшая предло жить свои услуги франтиха-горничная, в прическе и платье моднее, чем у Долли, была такая же новая и дорогая, как и вся комната". На реалию опирается и образ сравнения при обозначении отвлеченно го понятия: "Точно так же как пчелы, теперь вившиеся вокруг него, угрожавшие ему и развлекавшие его , лишали его полного физического спокойствия, заставляли его сжиматься, избегая их, так точно за боты, обступив его с той минуты, как он сел в тележку, лишали его свободы душевной..." Втд уже упомянутых тропов /сравнение Кити с солнцем, Левина с деревом, образ свечи/ имеет опору в изображенное реалиях. Одно типные тропы имеет разное происхождение и равное обоснование в тексте. Одни иэ них возникает безотносительно к характеру изобра жаемого мира, другие как бы вырастает иэ этого мира. Некоторые сравнения, не имеющие опоры в узком контексте, имеет неявную опо ру в широком. Подстреленная птица - обраа в мире Вронского и реа лия в мире Левина. Повтор свяаывает равные сцены, указывая на их внутреннее сходство. Наиболее явный повтор такого типа свяаывает начало и ко нец главной скжетной линии: "И вдруг вспомнив о раздавленном че ловеке в день ее первой встречи с Вронским, она поняла, что ей нч- до делаегь". Этот повтор предварен другим, свявывапцим,в свою 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=