ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987

ту или иную микротему текстового фрагмента и одновременно служат целям текстообразования, средством обеспечения связности, коге­ зии текста. При этом содержательная, информативная значимость повторов слов и повторов сем подчеркивается интонационно: основ­ ные слова-повторы и основные "представители" главных ТТГ размеща­ ется под смысловым /синтагматическим, фразовым, логическим/ уда­ рением; например: 4 / . . . за обедом оказал о том, / что хочется умереть. И точно очень хочется, / и не могу удержаться / от это­ го желания / с . 61, Дневник/. Под смысловым ударением - слова из состава двух основных ТТГ: 1/ умереть /ТГ представлена одним словом, которое имплицит­ но "повторяется" в первой синтагме второго предложения - ...о ч ен ь хочется - умереть и 2 / хочется, не могу, желания /слова-члены семантического поля в о я . я / . См. также пример №3, приведенный выше: под смысловым ударением стоят слова счастье /ТТГ ]/, т ела /T IT g /, души /ТТГд/, блага /ТТГ,)/, подчиняет - освобождает /кон ­ текстуальные антонимы, образующие ТТГд/. Слова, объединенные в тексте даже на расстоянии, дистанцион­ но, семантическими повторами, как правило, весьма информативны. Значимость информации, содержащейся в повторах, покажем на двух примерах: 5 / Для того, чтобы понять это, / человеку нужно только понять, / какие в нем требования привычки / и какие требования его человеческой природы: / разума и любви, / и проверить то,что стало привычными требованиями / своей природы. И не требования разума и любви / подчинять требованиям привычки, / как ото дела­ ется теперь, а / напротив / на основании требований разума и любви / проверить то , что привычно / с . 101. Записная книжка £ 3 /. ^сли изъять из втого фрагмента повторы / 1 / понять - понять, / 2 / требования - требования - требованиями - т ребованиям - требо­ ваний, / 3 / привычки - привычными - принт-!ки - привычно, / 4 / приро- Ш ~ природы, / 5 / разума и любви, разума и любви, разума и любви, некоторые из которых участвуют и в создании антитезы / требования привычки - требования разума и любви/, то текст, естественно, ~ рассыпается. В то же время, как видим, цепочки повторяемых снов содержат основную текстовую информацию: речь идет о понимании V I / , требований / й / , привычки / 3 / , природы / 4 / , разума и лю 5 вв i/5 /. Аналогичное разрушение текста наблюдается при изъятии цепо­ чек повторяющихся и противопоставляемых слов, содержащих основ­ ную текстовую информацию в следующем Фрагмеете из той же "Ляпис­ ной книжки" Л.Толстого / 1 / живим - живут. /И / блага - блага 140

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=