ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987

нчхУ прилагательных со значением эмоционального, фивиологическо- го и психологического состояния. Я контексте эти словоформы утрачивают грам матические категории времени, вида и еалога.прио- Орггают дополнительную качественно-оценочную окраску и придают живость характеризуемым предметам и лицам; "улн б к а... блестящих гл аз"; "улнбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах"; "жена е г о ... с открытыми- . . плечами и грудью"; "е° сияю­ щ ее t зарумянившееся с ямочками личо"; "чтобч вывозить И одевать любимую дочь"; ’’о н а ... взглядывает на любупцихся зрителей";"в • • . умиленном чувстве” /117 ,118 ,120,121 /. Значительное место занимает семантическое поле прилагательных со значением ряаличных качеств люпей - физических, физиологичес­ ких и психологических: "это была самая с ильная моя любовь";'во вр?мя этой моей самой сильной любви к ней"; "Она и в пятьдесят лет била замечательная красавица"; "но в шлопости, восемнадца­ ти лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величе- ствечная, именно величествен чая"; "это давало е й ... какой-то цао- ственнй”вил"; "бчл я . . . бойкий малый”; "бил не безобразен” ; "Отец Вареньки бнл очень красивый, статный, высокий и свежий ста­ рик"; "Я был не только весел и доволен, я бнл счастлив, блажен, я бш добр, я был не я , а'какое-то наземное существо, не знатнее зла и способное на опно добро” /1 1 6 ,117 ,118 ,130 /. Выделенные прилагательная /точнее - тип прилагательных/ отличаются сложной семантической структурой. Они выражают не только внутреннее со­ стояние человека, но и перхают субъективные опечки, которое или 8 акл 0 » е т в самих словоформах, или приобретены ими в контексте. Кроме того, они выражают отношение говорящего к предмету и опо­ средованно р а с к р т а г г или подчеркивают какую-то черту в характе­ ре самого рассказчика. Так, например, в сочетании "препротивный инженер Анисимов" прилагательное выражает не только высшую сте­ пень опенки признака, но и отношение рассказчика к инженеру, - отношение вгоиста и избалованного красавца -богача: "Мазурку от­ били у меня: препротивный инженер Анисимов - я ло сих пор прос­ тить не wiry вто ему - пригласил е е , только что она вошла, а. я заезжал к парикмахеру и за пертатками и опоздал" /1 1 8 /. С помощью вмоиионально-изобразительчо-оценочнчх прилагатель­ ное художник слова формирует внутр -ннпо’ поэтичность,словесной ткани. Он не только перелает психическое состояние п ер с о н аж е Я, но п "втягивает" читателя в переживания рассказчика, побуждая чувствон-ггь то т» само», что и повествующий.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=