ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987

"чуть бревжиж тот огонек, который, Кити чувствовала, когда-то освещал ее всю" и т . д. Эпитет холодный, в свою очередь, характеризует не только Ка­ ренина, но и Вронского - в восприятии Анны /"Д а, вот он перестал теперь притворяться, и видна вся его холодная ненависть ко мне",- подумала она, не слуиая его слов, но с ужасом вглядываясь в того холодного и жесткого судью, который, дразня ее , смотрел из его г л а з " /, и саму Анну. Этот эпитет свявотает сцену сближения Анны и Вронского / с странным для него втл>ачсеттем холодного отчаяния на лице/ с последними сценам* романа: "Лиио Анны вдруг приняло холод­ но-строгое выражение"s прямо взглянула ему в лицо холодным взглядом", " . . . отвечала она так же холодно и спокойно". И, напро­ тив, при характеристике Каренина появляется такие слова, как г с пихнул, сгорел. В одной из сцен глагол вспыхнуть характеризует то Анну, то Каренина. Каренина также сжигает огонь, но совсем ино­ го характера: "Прислуга, гувернантка, счеты ,. „ Этот мелкий огонь сжег меня". В едином образном ключе изображается и разные проявления че­ ловеческой жизни. Контрастные сцены - рождение ребенка у Кити и смерть Анны - соотнесены не только тематически, композиционно, но и образно: "Отчего же не потушить свечу, когда смотреть больше не на ч т о ..." - "в ловких руках Лизаветы Петровны, как огонек над светильником, колебалась жизнь человеческого существа, которого никогда прежде не было". Эти образы связаны не только друг с дру­ гом, но и с другими образами этого ряда: "разговор весело затре­ щал, как разгоревшийся костер", " . . . славянский вопрос, прежде только тлевший в общ естве..." и т . п. Они с в я з а н ы и со своим бли­ жайшим окружением и имеет опору в соответствующих реалиях. Превде чем появляется символ св еч а, слово свеча многократно используется как обозначение реалии во многих сценах романа. Разных персонажей объединяет сквозной мотив, который имеет то прямое, то непрямое выражение, - мотив убийства, гибели. С его развитием связана не только сюжетная линия Анны и Вронского, хотя здесь его выражение наиболее наглядно. Помимо убийства, которое происходит при знакомстве Анны и Вронского, помимо подсказанного км кониа героини, как убийство изображается само сближений Анны и Вронского. Этот мотив возникает и по отношению к другим персона­ жам. Кити на балу "чувствовала себя убитою", "Кити чувствовала се- 5я раздавленною". Левин думает о своей любви к Кити, отвергнувшей 14

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=