ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987

обвалившийся колодеэь с грязной л уж ей ..." /П ,3 2 б /; " . . . и огонь, 1 и Д4*', и оскретки соломы с дымом гнало на избу" /Х ,1 8 8 /; "За пять | рублей крестьянин обя 8 '^вался три раза вспахать, три рава ааскоро- ■дить и засеять десятину" A ll',304 /. ; Для выражения своей авторской позиции, усиления амоционалТьно- j го воздействия на читателей Л.Толстой использует всю систему диа­ лектных лексических средств: экспрессивно окрашенную лексику,лек- Есические повторт /собственно лексические и лексико-грамматические/, •f рааличт-е элементы фольклорной стилистики, о б р а зц е сравнения, ^антонимические выражения, синонимические ряды, в состав которых входят диалектные слова. | Экспрессивно окрашенные диалектизмы /существительные, прила- ■рательные, глаголы/ способствуют созданию яркого художественного кобр аза, который не может быть обогащен литературными эквивалента- |м п областных слов. Например: "В избе всё хорошо, весело, кабы не Ьааноба эта - сосед лихой" Д ,1 8 7 /; "Когда он кончил университет, в . . . эавел школу у себя в д е р е в н е ... и ттрют для бездольных стари- |Ков и старух" /Х1У,209 /; "Подъезжал Сухман ко сыру дубу, ко сыру Ьдгбу кряковистому" Д ,8 0 / ; "Не спопашился чертенок, не успел ног Вы простать., . " А , 244 /; "У* исправник не вышел из телеги , а котом Выкатился на брюхе" /1Р,362/. I Повторы, нтниз'геание родственных слов и форм с определенной Целевой установкой могут служить средством усилеотя, постепенного Иаращивания какого-то характеризующего признака и тем самым ста­ новятся изобраательным приемом, создающим стилистический эффект. '»Так, употребление такой цепи родственна слов и форм, как голоте­ ш е . голосящая, голосить, заголосить, является средством нагнета­ ния эмоциональной напряженности на протяжении всего рассказа "Пес­ ни на деревне": "После каждого стиха голосящая. . . заливалась сна­ чала протяжным стоном, а потом закатывалась истерическим хохотом". ККроме голошения родственниц, слышны были уговоры посторонних:- . Да. будет, Матрена, я чай, ум ори л ась..."; "На улице тотчас же опять ааголосили"; "Она так особенно жалостно голосила, так вака- Тавалась, что бабы не переставая уговаривали ее" А1У ,260-261/. К: Сравнения используются писателем как средство образной харак­ теристики. Сравнение, как известно, основано на внешнем или внут­ реннем сходстве сопоставляемых предметов и явлетий. Это соадает ^ •е д е л е я н о е зрительное впечатление, убедительно согласующееся с РТорским отношением к тому или иному предмету, явлению. Материал сопоставления подсказывала родная деревенская сртда: "Старос- Р * Михеич... шел длинный, худой и слаОгй, как плетень" /П ',357/; В 137

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=