ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987
е г о , жалко за т о . что он не вная и не разделял того сч астья, торое я испнтал" /Толстой. После бал а/; "Я тол с толпой вa nafv нями. Песни все бкли веселые, и но время шествия не было никакцу выражений горя" /Толстой. Песня на деревне/. Синтаксическая подвижность и синтаксическая перспектива /рет роспектива/ текста служат идее формирования его смысловой и рит момелодической структуры. В художественной прозе А.С. Пушкина их своеобразие обусловлено в первую очередь таким расположением ком понентов, при котором четкая синтагматическая и тема-рематичзская членимость определяют расстановку логико-фонических акцентов и активно двигают событийный план к развязке; например: "Чекалкн- ский / стал метать. Валет / выпал направо, семерка / налево.Гер манн / открыл семерку. Все / ахнули. Чекалинский / видимо смутил- с я . Он / отсчитал девяносто четыре тысячи / и передал Германку. Германн / принял их с хладнокровием / и в ту же минуту удалился" /Пушкин. Пиковая дам а/. В творчестве Л.Толстого синтаксическая оформленность текста ведет к реализации пушкинского принципа углубления многопланово сти повествования, которая формируется активнт-м введением коммен тирующих построений и нарочитой актуализацией накладываемых одно на другое синтактико-смысловых звеньев, например: "Ростов заметил даже, что Денисову неприятно было, когда ему напоминали о полке и вообще о той, другой, вольной жизни, которая пла вне госпиталя" /Толстой. Война и мир/; "Мы жизнью расходимся, и я делаю его не счастье, а он мое, и переделать ни е г о , ни меня нельзя. Все по пытки были сделаны, винт свинтился" /Толстой. Анна Каренина/. Смысловому содержанию художественного прозаического произве дения /внешнеитфэрмативному, но особенно подтекстовому, лингвоэс тетическому/ подчинена интонационная его организация, сформиро ванная синтаксической структурой текста. Ритмомелодика художест венного прозаического произведения, реализуя его встетическузз ваг данность, выполняет в тексте емтелораэличительную функцию. Вве денный в художественную прову А.С.Пушкина, этот синтаксико-ясте- тический компонент получает в творчестве Л.Толстого иную, более глубокую и многоплановую реализацию. Развитие в творчестве JI.Толстого пушкинских синтаксических тенденций свидетельствует о становлении з художественной прозе русской литературы определенных повтических традиций, позволяю щих, однако, отдельному художнику формировать свою индивидуаль но-авторскую манеру синтаксической реализации вдейно-естедаче- ского содержания проивведгния. 138
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=