ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987
®аксической перспективы осложняется ее ретроспективгостью. Кроме то г о , она эволюционизирует на протяжении всего творчества писате л я . Так, в трилогии "Детство. Отрочество. Шость" синтаксическая перспектива образуется аналогично пушкинской /субстантив - глагол _ приглагольные злемечгм/. Однако она постоянно осложняется опре делит елыгми компонентами, тормозящими ее движение и создающими ©интонационно-смысловую объемность текста, например: "Володя и старимй Ивин нагнули ему голову и поставили ее на лексикон; я и Сережа схватили б^цного мальчика за тоненькие ноги, которыми он ^ » й а л в разн'-г) стороны, засучили ему mirranoHW до колен и с трой ским смехом вскинули их кверху; млапший Ивин поддерживал равнение К»грго туловища" /Толстой. Детство. Отрочество. Юность/. ^ Ш ^ _романе"^Война и ■ир" характер формирования синтаксической § перспективы неодинаков. Я основном,она образуется многочленными ■ предложениями с развернутыми предик ативш 'ми частями или объемными ■[простыми предложениями. Иногда же перспектив тост ь синтаксических- ■построений уступает место ретроспективности, реализуюцей идею ■ синтаксической неподвижности /симультанности/ и образующейся без- глагольными, вставными и др. компонентами, тормозящими движение к интонационной линии. Ср.: "Княжна испуганно взглядывала на близко от нее блестящие гл аза отца; красные пятна переливались по ее ли- цу, и видно было, что она ничего не понимает и так бои тся, что страх мешает ей понять все дальнейшие толкования отц а, как бы ясны Шони ни были" /Толстой. Война и мир/; "Кэ_молодежи,_не счигая_сгар~ * шей дочери_/кото£вя была_четчрьмя годами_старше сест]М_и_деряала Щс ебя_уже_какJ5 ол ьшая/ и гостьи-барышни, в гостиной остались Нико- лай и Соня" /Толстой. Война и мир/. : В произведениях последнего периода творчества Л.Толстого все К активнее заявляет о себе пушкинская тенденция формирования синтак- Ввической перспективы. Вначале она в' ступает как факт синтезирова- '< ния отмеченных выше способов ее образования, при котором создает- % ся двойной план синтаксического оформления текста - внешний /р а в - : вернутый, объемный/ и внутренний /краткий, динамичный/. В конце Б творчества, в небольших рассказах писателя /"й о л к ", "Б чине люди” . и д р ./ пушкинская манера формирования синтаксической перспективы Иьыст.уп.;.ет как доминируюцая; с р .: "Ими мы то гда одни с покойным Щ$ртгом. (рот и вообще не любил света и не ездил на балы, теперь ( Ий готовился к ка чпwj; it с кому__як I амечу и вел с ацую прз пильную Ь и зн ь . Он сп'Л . Я посмотрел на его уткнутую в подушку и аакрттую ►наполовину JjnH л е^;м _одеяло;<_го 11 ову, и мне ctono любовко^эдко Ш 1о1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=