ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987

В художественном творчестве Л.Толстого, наряду со сменой видо- временных планов и перемещением фокуса изображ ена, синтаксическая подвижность текста образуется сменой структурно-семантических ти­ пов предложений, резким смещением смысловых планов, включением вставок, обращений, лексических повторов и др. Ппи зтом спаянность синтаксических звеньев становится прочной, а семантико-сичтаксиче- ская структура прозрачной, легко поддающейся восприятию и осозна­ нию. Этому способствует организация текста "по правилу виота",при которой аналитические элемента то двигагт синтактико-смысловую структуру к последующему явену, то возвращают ее к предыдущему. Сформированная таким образом филосо^ки-раздумчивая интонация под­ чиняется аналитической доказательности повествования, постоянно осложняющегося элементами рассуждения, например: "Но случилось, что неловкость эта стала увеличиваться и переходить не в боль еще, но в сознание тяжести постоянной в боку и в дурное расположение духа. Дурное расположение духа зто , все усиливаясь и усиливаясь, с т а л о п о р т и т ь установившиеся было в св о й ств е Голови­ ных прият ность легкой и приличной жизни. Му* с женой с т а л и чаще и чаще с с о р и т ь с я , и скоро о т п а л а легкость и п р и я т н о с т ь , и с трудом у д е р ж и в а л о с ь одно приличие" /Толстой. Смерть Ивана Ильича/. Синтаксическая подвижность текста тесно связана с его синтак­ сической перспективой, образуемой облегченностью левого и нагру- женностью правого предложенческого эвена и формирующей его интона­ ционную динамику. Постоянная в художественной прозе А.С.Душкина, она обр>авуется, в основном, двусоставными предложениями с глагольны­ ми распространенными сказуемостными компонентами, аанималцими пра­ вую, рематическую позицию, и присоединительными связями, позволяю­ щими устранить неактуалияуемые см'-гслов'-ю звенья. Такое синтаксиче­ ское построение текста формирует максимально динамическую интона­ ционную линию, подчиненную реализации змоционально-смыслового со­ держания произведения, например: "Не успел я расплатиться со г i- пым моим ямщиком, как ,Пуня возвратилась с самоваром. Маленькая ко­ кетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня; она потупила йольтие голубые г л а за , я стал с нею разгпра- щ в ч т ь , она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, ву .'/’З- шая сп ет. Я предложил отцу ее стакан пунша; Луне подал я чару; ч ая, и мы втроем стали беседовать, как будто век были янако'г: /Пушкин. Стант'ионный смотритель/. R х у д о ж е с т в е н н о й п р о я э Л.Толстого тенденция формирования сия- 130

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=