ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987
вая новые оттенки смысла: "заплакала, всхлипывая и колеблясь всей грудью, как плачут дети ", "Выло что-то оскорбительное в том, что он сказал: "Вот и хорошо", как говорят ребенку, когда он пе рестал капризничать", "детская краска, покрывавшая ее открытое и красивое лицо" - при изображении Анны; у Каренина "пронзительный, детский и насмешливый голос". В сиене скачек - "Как убившийся ре бенок, пр-лгая, приводит в движенье свои мускулы, чтобы заглушить боль, так для Алексея Александровича было необходимо умственное движение, чтобы заглушить... мысли о жене.=. А как ребенку есте ственно прыгать, так и ему было естественно хорошо и умно гово рить"; в сиене у постели умираюцей Анны "он рыдал как ребенок". Разных персонажей и сюжетные линии сближает повтор слов п ри надлежащих к одному семантическому полю. Исследователи отмечали, что душевное состояние Анны передается мета}юрамм, связанными те мой огня, горения. К, напротив, Каренина сопровождает повторяю щийся эпитет холодный.^ Образное движение романа не сводится к противопоставлению двух персонажей. Контрастные образы света и те ни /тьмы /, огня и холода связывает и других персонажей романа, главных и второстепенных, для каждого из которых значимы эти об разы .^ Однотипные образы используется в однотипных ситуациях, на пример, при изображении глаз героев. На одном полюсе - глаза Анны со "страл!ным блсскоч пожара", на другом - "кроткие, безжизненные, потухшие" глаза Каренина. Между этими полюсами располагается об разные характеристики других персонажей, почерпнутые из этого же источника:"Опять ненавистью зажглись ее глаза" - о Долли, "огонь насмешки" - в глазах князя Щербздкого, в глазах Бетси "бегали огоньки", у Стивы "светились, как звезды, масленые, добрые и сон ные гл аза ", "блестящие нежностью и весельем глаза Сережи потухли и опустились под взглядом отца". Тема света и горения связывает разных персонажей романа и разные ситуации. В сцене на катке Кити сравнивается с солнцем, и >в дальнейшем ее характеризует однотипные метафоры: огонь жизни. жскра радости. При изображении Левина., о чем бы ни ила р?чь - о •.его любви или о его арвданэЛ чкади,, попользуется тропы этого же [ряда: "Оскорбление -.воддм* черев ко^ррре он яроиюл., как будто •св«- ■р.ею, только чамэ иврученною -раной з.здгл э ctf'o в с.эрцце", "рчэгарч- «-асъ нежность"* "и.’пснне., но эначмтетькне -jhncim.. . закружились я голове,, опл >пдяя его своим спотом",, "елая.а, с к а я а т ч е мучиуги/, •ирокзпели .в его душе действие электрической оджян". Ч лице йо,ре;цмС|* 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=