ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987

тельности кнели в прове Л.допетого. Ср.! " . . . соседи поминутно ездили к нему попить, поесть, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою, а некоторое для того, чтоб'.) погладеть на домку их,Ма­ рью Гавриловну, строчную, бледную и сэмчадцятилетнюю девицу” /Нумц. кин. Метель/; "Первое чувство, испытанное Нехлюповчм, на другой день, когда он проснулся, б'гло сознание то го, что с ним что-то случилось, и прежде даже, чгм он вспомнил, что случилось, он знал уже, что сл ои ло сь что-то ватное и хорошее" /Толстой. Воскресение/ б / Использование вставочнчх компонентов для формирования с т ­ оловой и эмоционально-оценочной многоплановости. При птом в прозе - Л.Толстого вставки многочисленнее и многообразнее. В качестве вста­ вок выступают даже предикативное части сложных предложений, полу- чаюпдае в контексте дополнительное содержание и изменяющие струк­ турно-семантическое и ритмико-мелодическое своеобразие предложе- !тия. Ср.: "Андриан Прохоров обыкновенно был угргм и задумчив. Он разрешал молчание разве только для того, чтобы журить своих доче­ рей, когда заставал их без дела глазеющих на прохожих, или чтоб запрашивать за свои произведения преувеличенную цену у тех , кото­ рце имели несчастие / а иногда и удовол ьствие/ в них нуждаться" /Лужин. Гробовщик/; "Чо это бчла вч^пгняя обстановка, существенней же смь-сл присутствия государя и всех этих лиц с придворной точки 8 рения / а в присутствия государя все делаются првдгеорууи/ всем был ясен” /Толстой. Война и мир/. в / Введение в монологический текст несобственно-прямой речи как способ образования двойного /автор - персонаж/ плана повество­ вания, а также многослойной стол о вой структурн. В ху д о ж еств ен н о й прозе Л.Толстого несобственно-прямая речь вчетупает и как дублкру- юций прием, и как средство формирования третьего плана повествова­ ния - интуитивное прочтение и передала чужих мыслей и чувств и те оценка. В подобной конситуации монолог может осложняться диалоги- ческими репликами, замокающими микроконтекст и усложняющими его структуру. Ср.: "Однако принятое писыио беспокоило ее чрезвычайно. Рпепвче входила она в т a:\ns-e. теснее счоупнпя с ^ о дерзость ужасала о е. Она упрекала себя в н°осторотноч_^ 2 ^ иги и не знала, что д е л а т ь ..." /Пушкин. Пиковая дам а/; . б’; положение она ни стал а, она не может покинуть о н а . Г£[скаn j j J пттозоигг и выгонит е е . пускай °ронскю‘. ох» 1 Д™ет к не?.. .. 043 может оставит ь сына. . / Толстой. Анна Каренина/. Г„ 0 Я г / Использование характерологического диалога для и зо б р а * - J внутреннего мира, настроения персонажей. В художественной \'Ль

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=